ЖД / 03.04.12 17:28

Роль контроля

Утверждён план по укреплению сохранности вагонов

Утверждён план по укреплению сохранности вагонов | Железные дороги
фото:Игорь Умнов

В 2011 году практически весь инвентарный парк был передан в дочерние общества ОАО «Российские железные дороги», и осуществление перевозок преимущественно приватными вагонами потребовало внести коррективы в мероприятия по контролю за повреждением вагонов. 

Как рассказал «Гудку» первый заместитель начальника Управления вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Александр Лукьянов, инспекция по сохранности вагонного парка компании преобразована в отдел сохранности вагонного парка при управлении.

«Мы просчитали, что если мы откажемся от контроля безопасности использования подвижного состава, то риски по сохранности вагона и безопасности движения очень велики. Наша задача – выявлять повреждения. А выявлять – значит ремонтировать за счёт виновного. И если мелкие повреждения вовремя не отремонтированы, то уже через пять лет вагон будет не годен под погрузку. Например, если не выявили повреждений в Мурманском порту, вагон приехал на Западно-Сибирскую железную дорогу, и тогда вкладывать деньги в ремонт вагона должно ОАО «РЖД»», – сказал он. 

Для обеспечения сохранности грузовых вагонов в прошедшем году проводились комплексные проверки системы непрерывного контроля за сохранностью парка на сети железных дорог с участием собственников грузовых вагонов. Кроме того, для исключения выхода на инфраструктуру повреждённых вагонов в 2011 году основной акцент был сделан на качественный контроль технического состояния вагонов при приёме-передаче с путей необщего пользования и обратно. С этой целью на восьми дорогах было создано 12 пунктов передачи вагонов. 

По словам господина Лукьянова, эти меры способствовали значительному росту выявления повреждённых вагонов. Так, при росте объёма перевозок на 5% в 
2011 году было выявлено 76,594 тыс. повреждённых вагонов (рост к 2010 году составил 18,8 тыс. выгонов, или 32,5%), из них 74,953 тыс. было повреждено на промышленных предприятиях (рост к 2010 году 
на 19,2 тыс. вагонов, или 34,5%). 

Следует отметить, что за исключением Восточно-Сибирской дороги, на которой выявление повреждённых вагонов к уровню 2010 года снижено на 6,7%, на остальных дорогах оно увеличилось, а на отдельных – значительно. Так, на Дальневосточной выявляемость выросла в 1,6 раза – до 43,230 случая. Это связано с тем, что был усилен контроль состояния вагонов на границе с Китаем. 

Место излома

Начальник отдела сохранности вагонного парка Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Анатолий Антипов говорит, что чаще всего повреждениям подвергаются полувагоны, реже – рефрижераторы и цистерны. В прошедшем году при общем числе 76,594 тыс. повреждённых грузовых вагонов полувагоны составили 69,081 тыс. единиц, цистерны – 832, рефрижераторы – 48. 

По его словам, наибольшее количество вагонов повреждается на железных дорогах, в зоне обслуживания которых находятся морские порты и промышленные предприятия, применяющие грейферную технологию разгрузки вагонов. Так, на ДВЖД в 2011 году в порту Посьет повреждено 10,725 тыс. вагонов (+45%). На Октябрьской магистрали повреждено 16,120 тыс. вагонов (+8%), в том числе в порту Мурманск повреждено 13,386 тыс. вагонов (+16%). Высокий уровень повреждений связан с большими объёмами выгрузки (более 400 вагонов угля в сутки), применением многотонных грейферов, при которых повреждение вагонов практически неизбежно. 

Господин Антипов отметил, что большее число повреждений приходится на кузова вагонов при разгрузке – обшивка, лестницы, поручни, подножки, люки.

«По вновь строящимся портам мы получили согласование в Министерстве транспорта и Правительстве России о том, что их строительство должно вестись с учётом сохранности вагонного парка, Усть-Луга – простой пример. Приятно, что портовики сами понимают, что необходимо покупать новую технику, которая меньше повреждает вагоны», – сказал Александр Лукьянов. 

Так, в прошедшем году морские порты и стивидорные компании Дальневосточной железной дороги перешли на выгрузку грейферами меньшего объёма и веса, а также оснастили их полусферами для защиты внутреннего оборудования кузова полувагонов от повреждений. В Ванинском порту введены в эксплуатацию две перегрузочные машины Mantsinen, Торговый порт Посьет приобрёл портальный гидравлический кран Mantsinen для выгрузки угля с объёмом ковша 3,5 куб. м. 

«Ярким примером эффективности таких мероприятий является то, что собственники стали разрешать новым вагонам ехать разгружаться в порты. Этого раньше не было, Первая грузовая компания и РЖД отправляли груз на порты в вагонах, отработавших по 20 с лишним лет и повреждения на которых уже не так страшны», –  отметил господин Лукьянов. 

По оценке специалистов РЖД, замена в портах грейферов на выгрузку вагонов кранами с точным позиционированием его над вагоном позволит снизить число повреждений на 5%. 

Общий знаменатель

По словам председателя Центральной комиссии ОАО «РЖД» по сохранности вагонного парка Владимира Воробьева, в 2012 году необходимо повысить ответственность и исполнительскую дисциплину руководителей дорог, регионов и предприятий по укреплению системы непрерывного контроля, исключающую постановку в поезда неисправных и повреждённых вагонов. 

«Мы сейчас подготовили новый регламент, который удовлетворяет всем требованиям и нашим, и собственников. Есть, конечно, нюансы, но они должны быть. Думаю, что этот регламент, как и многие предыдущие, которые были выстроены и приняты сначала в РЖД, потом в России, трансформируется на СНГ», – добавил Александр Лукьянов. 

По части технических мер в течение года будут проведены реконструкция сортировочных горок на 10 станциях, ремонт и замена 192 вагонных замедлителей. Также планируется внедрить 56 комплектов быстродействующей управляющей аппаратуры вагонных замедлителей, провести капитальный ремонт 28 компрессорных установок, заменить 132 устаревших  горочных электропривода и провести ревизию 370 тормозных цилиндров. Кроме того, при проведении проверок готовности хозяйств к работе в зиму 2012–2013 годов особое внимание будет уделяться состоянию тепляков-размораживателей, вагоноопрокидывателей, вагонных замедлителей и других устройств, взаимодействующих с вагонами. 

Рина Мориц

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →