ЖД / 21.09.11 19:03

Движение поездов будет организовано по графику

Участковая скорость движения грузовых поездов – один из основных бюджетных
показателей качества работы железнодорожного транспорта

Участковая скорость движения грузовых поездов – один из основных бюджетных 
показателей качества работы железнодорожного транспорта | Железные дороги
фото:gudok.ru

Показатель участковой скорости объективно зависит от размеров движения, соотношения количества поездов разных категорий, их скоростных характеристик, метода прокладки поездов, средств СЦБ и связи, количества и путевого развития станций, соответствия длины путей на станциях параметрам обращающихся поездов, профиля пути и т.д.

На уровень выполнения участковой скорости во многом влияют инфраструктурные ограничения, в особенности на главных направлениях сети. Большое количество предупреждений, в том числе неграфиковых, недостаточная длина приёмо-отправочных путей на промежуточных и технических станциях, отсутствие обходов крупных узлов, низкие скорости движения на соединительных ветвях в крупных железнодорожных узлах (к примеру, Бекасово-сортировочное, Орехово-Зуево). Несмотря на оснащение участков автоблокировкой, диспетчерской централизацией, уровень выполнения графика движения остаётся низким (по отправлению – до 70%, по проследованию – 13–15%).

Нельзя обойти стороной и технологическую сторону вопроса, связанную с заложенными в процесс разработки графика движения и плана формирования принципами. Большинство вагонопотоков стараются концентрировать на хорошо технически оснащённых направлениях, даже с учётом дополнительных кружностей. Загрузка главных направлений приближается к 80% (1/3 протяжённости сети выполняет 2/3 перевозочной работы), тогда как значительная протяжённость малодеятельных линий остаётся незагруженной, хотя пропуск поездов по этим линиям позволил бы снять часть нагрузки с главных направлений и сортировочных станций. Разработка графика движения грузовых поездов осуществляется участковым способом, без увязки «ниток» поездов по крупным техническим станциям. Пропуск пакетов пассажирских поездов создаёт в графике отправления значительные перерывы, что приводит к неравномерности работы технических станций, перепростою локомотивов и бригад. Понятие «отчётные сутки» вносит дополнительные проблемы в организацию пропуска поездопотоков и обеспечение выполнения участковой скорости, неравномерности загрузки участков и станций, прилегающих к междорожным стыкам (резкий рост в период 14–18 часов, резкий спад в период 18–21 часа).

В организационном плане уровень выполнения участковой скорости во многом зависит от принципов организации движения, мастерства поездных диспетчеров, уровня загрузки участка поездами, количества и размещения технологических «окон», степени взаимодействия диспетчеров участков и диспетчерского аппарата станций, выполнения норм времени непрерывной работы локомотивных бригад, выполнения весовых норм грузовых поездов. Распространённый на сети железных дорог с 1980-х годов принцип организации движения «по готовности» резко снизил роль графика движения как основного технологического документа, в результате чего необходимость пропуска поездными диспетчерами большинства поездов по диспетчерским расписаниям в целом привела к ухудшению показателя участковой скорости, возникновению сбойных ситуаций, ухудшению использования локомотивов и бригад и другим негативным последствиям. Значительные финансовые средства, вкладываемые в развитие инфраструктуры, оказываются неэффективными из-за метода езды «по готовности».

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин поставил задачу организации движения поездов по «ниткам» графика. Центральная дирекция управления движением совместно с другими дирекциями и научными институтами разрабатывает технологии и автоматизированные системы, обеспечивающие решение поставленной задачи.

В настоящее время в рамках существующих и вновь создаваемых дорожных центров управления перевозками внедряются современные программные средства, направленные на организацию пропуска поездов по «ниткам» графика, автоматизированное взаимодействие Дорожного центра управления перевозками и сортировочных станций в части сменно-суточного и текущего планирования поездной работы по «ниткам» графика. Ярким примером служит недавно введённый Дорожный центр управления перевозками Северной железной дороги в городе Ярославль. В Дорожном центре выделено два диспетчерских зала с установкой табло коллективного пользования по двум главным направлениям: Александров – Маленьга (протяжённость – 1114 км), Кошта – Свеча (протяжённость – 725 км, входит в транспортный коридор Кузбасс – Северо-Запад).

В залах расположены рабочие места поездных диспетчеров, дежурных по району управления, локомотивных диспетчеров по району управления. Коллектив диспетчеров обеспечивает оперативное управление движением поездов по «ниткам» вариантного графика движения, организацией работы локомотивного парка и локомотивных бригад.

На табло коллективного пользования представлена необходимая диспетчерскому аппарату информация – мнемосхема полигона главного направления с отображением положения поездов, готовности поездных маршрутов, состояния устройств инфраструктуры, профиля пути, предупреждений об ограничении скорости, текущих и планируемых «окон». Верхняя часть табло поделена на технологические зоны контроля каждым поездным диспетчером. Диспетчер может выводить подробные схемы станций (по данным напольных устройств СЦБ) для контроля работы станции и выполнения ответственных команд, аналитические формы по подходу поездов (с прогнозом времени приёма и сдачи по стыку), контролю передачи поездов и вагонов по стыкам, наличию местного груза на станциях участка, наличию и состоянию локомотивов и локомотивных бригад, текущему выполнению участковой и маршрутной скорости. Для локомотивного диспетчера района управления также предусмотрены выходные формы и схемы локомотивного положения полигона. Для дежурного по району управления предусмотрена форма укрупнённого поездного положения направления, баланс транзита по стыкам. Для укрупнённой оценки работы сортировочной станции в части возможности приёма поездов, наличия локомотивов и бригад для вывоза поездов по «ниткам» графика на 2–3 часа вперёд служит индикатор-светофор работы сортировочной станции (на примере станции Ярославль-Главный).

Для пилотного объекта – станции Ярославль-Главный – разрабатывается комплекс программных средств планирования отправления поездов по графику во взаимодействии с автоматизированной системой управления станции – согласованное планирование работы станции и направления.

Технические и программные средства, применённые в Дорожном центре управления перевозками Северной железной дороги, показали свой положительный эффект при организации оперативной работы, особенно в условиях проведения «окон» и при сбойных ситуациях. Наметились тенденции к улучшению показателей работы дороги, в том числе участковой скорости.

Техническое оснащение и технологическое наполнение Дорожного центра Северной дороги было высоко оценено при проведении Ассамблеи начальников железных дорог в июле 2011 года и Школы передового опыта в сентябре этого же года.

Проектируемые в настоящее время дорожные центры управления перевозками Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской, Свердловской железных дорог должны вобрать в себя положительный опыт и передовые решения в организации эксплуатационной работы по графику движения поездов.


Алексей Вдовин

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →