ЖД / 23.11.10 21:30

РЖД осваивает космические технологии

Учёные ВНИИЖТа работают над проектом установки, которая будет сваривать
рельсовую сталь методом трения

Учёные ВНИИЖТа работают над проектом установки, которая будет сваривать 
рельсовую сталь методом трения | Железные дороги
фото:www.gudok.ru

Как рассказал «Гудку» заведующий лабораторией «Технология и оборудование сварки и ремонта рельсов и элементов верхнего строения пути» этого института Аркадий Николин, данная технология уже достаточно широко распространена в авиационном и космическом машиностроении.

В ходе исследований, проведённых недавно на Новокузнецком металлургическом комбинате, сотрудники института доказали, что сварку трением можно с успехом применять также для рельсовой стали. Конечно, при этом необходимо иметь отработанную технологию и соответствующее оборудование.

Данный способ повысит производительность выполнения работ и уменьшит стоимость сварного стыка, поскольку из процесса будут исключены как минимум две операции – термообработка и шлифовка рельсов. Новая технология позволит соединять рельсы как минимум в полтора раза быстрее, чем при контактной сварке, отпадёт необходимость контролировать более 60 параметров качества шва. Кроме того, сократится количество используемого оборудования, число рабочих бригад, следовательно  уменьшится фонд оплаты труда.

Сварку рельсов трением производят при температурах гораздо более низких, чем при контактном методе. Поскольку она основана на физических свойствах металла, соединяющегося на атомарном уровне, то данный способ не требует больших энергозатрат. Важно, что по сравнению с дуговой или контактной сваркой исключено влияние человеческого фактора на качество выполняемых работ.

Для внедрения новой технологии руководство ОАО «РЖД» приняло решение реконструировать рельсосварочный поезд № 1 (Санкт-Петербург) под сварку стометровых рельсов, что соответствует мировым стандартам. В настоящее время 800-метровые плети на сети сваривают из рельсов длиной 25 м.

В итоге в каждой получается 32 сварных стыка. Соответственно  затем надо выполнить 32 операции по шлифовке, термообработке шва и т.д. Но сварной стык по прочности уступает основному металлу рельса. Поэтому при наступлении сильных холодов появляется риск изломов в плетях, возрастает количество так называемых остродефектных рельсов.

Одним из путей решения этой проблемы может стать использование сварки трением, поскольку она не требует высоких температур и обеспечивает равную прочность стыка с основным металлом рельса. А переход на стометровые рельсы уменьшит также количество сварных стыков. Повысится и уровень безопасности движения поездов на отечественных магистралях.

Но поскольку сейчас расстояние между постами технологической линии на рельсосварочном поезде составляет лишь 25 м, то потребуется его увеличить до 100 м. С этим и связана предстоящая модернизация.

Кроме того, рельсосварочные поезда должны будут обеспечивать выгрузку с железнодорожных платформ 100-метровых рельсов. Поэтому специалистам отрасли предстоит реконструировать склады, разработать специальные крановые системы. Но после этого производительность рельсосварочных предприятий, по расчётам учёных института, увеличится вдвое.
По словам Аркадия Николина, предлагаемая технология позволит существенно экономить расходные материалы и фонд оплаты труда. Также снизятся затраты на электроэнергию, эксплуатационные расходы на содержание и ремонт пути.

В планы компании входит реконструкция ряда других рельсосварочных поездов под работу со стометровыми рельсами. Причём не только отечественных, но и зарубежных производителей.
Например, технологию сварки японских рельсов, требующую специального оборудования, сотрудники института отработали два года назад. Сейчас согласно рекомендациям учёных импортные рельсы сваривают в плети на Октябрьской, Забайкальской, Дальневосточной, Северной, Куйбышевской, Западно-Сибирской и Московской железных дорогах.

Роман Мартынов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →