ЖД / 03.10.10 22:51

Пропускная неспособность

Для эффективных перевозок угля в Китай необходимо задействовать все направления

Для эффективных перевозок угля в Китай необходимо задействовать все направления | Железные дороги
фото:www.gudok.ru

На прошлой неделе в Китае в ходе официального визита президента Дмитрия Медведева было подписано несколько документов, направленных на развитие энергетического сотрудничества двух стран. В их числе и «дорожная карта» по сотрудничеству в угольной сфере.

Истоки спроса
Китайцы давно проявляют интерес к российскому углю. Промышленный рост требует дополнительных источников сырья, несмотря на то что в Китае более четырёх тысяч действующих угледобывающих компаний.

Активизация поисков новых энергетических партнёров Китаем связана и с мировой конъюнктурой. Индонезия, которая ранее была вторым в мире экспортёром угля, переориентировала поставки сырья на внутренний рынок и так же, как и Китай, берёт курс на развитие собственной промышленности. Эта политика заставляет Китай искать новые рынки закупок, в числе которых и Россия как страна, производящая в полтора раза больше угля, чем способна его потребить.

В таком положении Китай не просто предлагает более выгодные условия покупки углей, но и готов содействовать в организации каналов их поставок. Представители КНР в августе заявили о готовности выделить кредит в $6 млрд на развитие угледобывающей отрасли России, в частности эти деньги должны будут пойти на развитие морских торговых портов на Дальнем Востоке. Взамен китайцам нужны лишь гарантии поставок угля.

Перегрузка

По словам первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова, Китай очень активен в поисках дополнительных объёмов импорта угля: «Они демонстрируют свою готовность инвестировать в инфраструктуру, в основном речь идёт о расширении портовых мощностей. Но все прекрасно понимают, что везти туда те объёмы, которые прогнозируются, мешает недостаточное развитие инфраструктуры».

ДВЖД, по которой планируется увеличить поставки угля в порты, на данный момент перегружена. «Брошенные» поезда на ней – теперь не столько фактор, присущий осенне-зимнему сезону, сколько постоянное явление.
Экспортные поставки угля на восток страны растут, а на Запад – снижаются. По данным ОАО «РЖД», за восемь месяцев дальневосточные порты переработали около 21 млн тонн угля (шесть из которых отправлены в КНР), а в прошлом году за тот же период они переработали 18 млн тонн.

Прирост дал в основном технологически развитый терминал «Дальтрансуголь», который принадлежит СУЭК. Именно эта компания, по данным Минэнерго, ещё в 2008 году отправила в адрес китайских потребителей 200 тыс. тонн угля, а уже в 2009 году эти поставки выросли до 4,2 млн тонн в год. Также основными экспортёрами угольной продукции в КНР являются и компании «Кузбассразрезуголь» и «Мечел». Вместе они поставили в КНР за прошлый год около 10 млн тонн угля. В этом году этот показатель может вырасти в полтора раза. Быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры этим гигантам помогает тот факт, что им также принадлежат портовые мощности на Дальнем Востоке. Но увеличение пропускных способностей угольных терминалов всё равно не позволяет угледобывающим компаниям удовлетворить в полной мере спрос на рынке АТР.

Проблемные точки

Именно фактор неразвитости железнодорожной инфраструктуры и стал камнем преткновения в жарких дискуссиях представителей РЖД,  Минэнерго и угледобывающих компаний. Рассматривая предложение китайских промышленников, портовики и представители Минэнерго были вынуждены прислушаться к специалистам РЖД, позиция которых была такой: «Дополнительные объёмы в адрес дальневосточных портов приведут к транспортному коллапсу, а вложения в развитие инфраструктуры требуются слишком большие».

Это «слишком», пояснили в Гипротранстэи, обусловлено тем, что если РЖД в определённые энергопартнёрством России и Китая сроки вложат необходимое количество денег в развитие железнодорожной инфраструктуры, то «эти инвестиции окупятся только в том случае, если будет увеличен тариф». «Пока речь идёт только о примерных цифрах, но уже понятно, что сами угольщики не потянут тот тариф, который будет заложен в подобный проект», – сообщили «Гудку» в РЖД.

Дело – труба

Альтернативным вариантом здесь является Забайкальская железная дорога, с которой уходят нефтеналивные грузы. В ряду тех документов, которые подписали представители Китая и России на прошлой неделе, – генеральное соглашение о взаимоотношениях и сотрудничестве при осуществлении поставок нефти по нефтепроводу Сковородино – Мохэ. Завершение строительства ответвления от нефтепровода ВСТО на Дацин также произошло на прошлой неделе. Теперь нефть, которая возилась по железной дороге из Восточной Сибири до морского терминала Козьмино, что под Находкой, будет напрямую перекачиваться в Китай по трубе. Именно освободившийся резерв железнодорожники предлагают использовать под необходимые китайцам объёмы угля. Речь идёт о 9 млн тонн этого вида сырья ежегодно. Первой на это предложение откликнулась СУЭК, которая в минувший четверг подписала меморандум о намерениях с крупнейшей энергогенерирующей компанией Китая China Datang Corporation. Этот документ предполагает, что до конца 2010 года российская компания поставит китайской один миллион тонн угля, который поедет через железнодорожный пограничный переход Забайкальск – Маньчжурия.

Поставки нефти в Китай по трубе начнутся с 1 января 2011 года. К этому времени погранпереход Забайкальск – Маньчжурия будет заполнен российским углем. Разумеется, существуют и другие пути железнодорожных поставок российского угля в Китай, например через Монголию или Благовещенск, но дело в том, что на севере Китая сосредоточено огромное количество небольших шахт, которые субсидируются государством. Они нерентабельны, но их не закрывают только для того, чтобы поддерживать уровень занятости населения. Попытки поставить российский уголь в Китай через погранпереход были предприняты в мае прошлого года. Российские горняки успели отправить около 370 тыс. тонн, но затем Китай резко прекратил закупки. Представители китайских угледобывающих предприятий, работающих на севере страны, взбунтовались, так как более качественное и дешёвое сырьё из России лишало их возможности зарабатывать на жизнь. В этот раз решение принято на уровне властей, а значит, партнёры из КНР урегулировали этот вопрос, и под поставки угля из России в Китай в течение короткого срока задействуют все инфраструктурные возможности.

В досье

Клим Палеха, Евгения Смольянинова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →