ЖД / 15.09.10 18:33

Покупателей не ждут

Железным дорогам не всегда по пути с инициативами власти

Железным дорогам не всегда по пути с инициативами власти | Железные дороги
фото:www.gudok.ru

С отступлением мирового финансового кризиса железнодорожные администрации СНГ и Балтии за год пересмотрели планы на приватизацию объектов инфраструктуры и перевозок. Причём далеко не все дороги «пространства 1520» готовы при реформировании использовать опыт РЖД.

Наиболее осторожную позицию в вопросе приватизации заняла Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця», УЗ). Ранее приватизацию дороги планировалось начать в 2010 году. Но правительство Украины утвердило новую программу развития железнодорожного транспорта. Документ предусматривает реформирование УЗ, которое должно завершиться акционированием и последующей приватизацией всей администрации в 2020 году.

В Белоруссии же приватизация предполагается лишь частичная. В январе 2010 года правительство приняло решение акционировать предприятия Белорусской железной дороги – Минский и Гомельский вагоноремонтные заводы.
«Гомельский завод планируется акционировать с привлечением иностранного инвестора. Первоначально на продажу будут выставляться пакеты акций в 25%, а затем доля частного инвестора в предприятии может постепенно расти», – сказала начальник управления Фонда государственного имущества Белоруссии Ирина Барковская.

Процесс приватизации будет запущен, как ожидается, в конце 2010 года, когда в Белоруссии будет принят закон об объектах госсобственности. Но если в период кризиса приватизацию БЖД руководство самой дороги называло рациональным способом привлечения инвесторов под проекты модернизации, то сейчас оно не видит в этом необходимости.
«В чём смысл выпуска и продажи акций БЖД? С моей точки зрения, мы работаем, не давая повода владельцу – государству – сказать, что надо сегодня дорогу передать в руки частника, который будет более эффективно управлять. Когда государство увидит, что менеджмент неэффективно командует, тогда примут решение и придёт частный владелец», – сказал начальник БЖД Анатолий Сивак. 

При этом он обратил внимание на то, что БЖД является одной из немногих железных дорог, которая не получает денег из бюджета на инфраструктурные проекты.
«В России железная дорога – акционерное общество, но российский бюджет выделяет миллиарды долларов на инфраструктурные проекты», – добавил он.

Путь частичной приватизации выбрала и Железная дорога Молдавии (ЖДМ). Она находится на балансе Министерства транспорта и связи Молдавии. В январе этого года Министерство экономики и торговли этой страны заявило о том, что разрабатывает схему приватизации дороги. Тогда рассматривался вариант долевого участия в приватизации. Основной пакет акций должен остаться за государством. По словам вице-премьера, министра экономики Молдавии Валерия Лазэра, для привлечения инвестиций и дальнейшего развития дороги это предприятие в перспективе может быть сдано в концессию сроком на 10–15 лет.
«Решение будет приниматься после завершения диагностики предприятия, тщательного анализа эффективности деятельности, обсуждения с их нынешним руководством перспективных стратегий развития компаний», – сказал он.

Изначально параметры приватизации Минэкономики Молдавии планировало определить ко II кварталу 2010 года, а сам приватизационный процесс начать в конце текущего года. Однако  из-за неоднократной смены руководящего состава дороги эти планы были перенесены на 2011 год.

Но как рассказал «Гудку» начальник технической службы – заместитель главного инженера дороги ЖДМ Александр Заика, ни о какой приватизации дороги речи в Молдавии уже не идёт.

Железнодорожники Киргизии также не согласны с планами руководства страны приватизировать стальные магистрали страны и готовы бастовать, чтобы отстоять свою точку зрения.

Прибалтийские страны на исходе кризиса, наоборот, заговорили о приватизации.
Латвийская железная дорога (Latvijas dzelzcels, LDz) может уйти в частные руки за государственные долги по кредитам. Как заявил мэр Вентспилса и кандидат на пост премьер-министра Латвии Айвар Лембергс, для погашения международных займов правительство Латвии готово предоставить кредиторам возможность приватизировать LDz на выгодных условиях. По его словам, этот процесс может начаться в 2012 году и завершиться в 2015 году.
«Непонятно, как Латвия собирается возвращать долги Международному валют ному фонду, но отдавать в частные руки железную дорогу ни в коем случае нельзя, ведь это инфраструктура страны», – заявил на это глава LDz Угис Магонис.

Основной причиной приватизации Lietuvos gelezinkeliai («Литовские железные дороги», LG) руководство называет недостаточную эффективность работы предприятия. Речь идёт о частичной приватизации рентабельной части LG – грузовых перевозок. На базе этого сектора будет создана отдельная компания с последующей передачей в частные руки.

Как рассказал «Гудку» заместитель генерального директора, директор Дирекции грузовых перевозок LG Стасис Гудвалис, частный капитал придёт на предприятие не сразу, а через 3–5 лет, после проведения реструктуризации и изменения управления. При этом он не сказал, какой процент акций LG может быть передан частному капиталу.

«Приватизация монополистов на железнодорожном рынке часто подвергается критике и рассматривается как превращение государственной монополии в частную, что открывает возможности для дополнительных злоупотреблений, – говорит вице-президент Международной приватизационной группы Джим Уодделл. – Но, берясь за передачу государственных предприятий в частные руки, правительства преследуют ряд целей: повышение эффективности, сокращение финансовых обязательств государства, повышение уровня обслуживания клиентов, получение выручки от продаж и создание фундамента для рыночной экономики».

Рина Мориц

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Актуальное