ЖД / 28.03.10 15:54

Анатомия «зайца»

Железнодорожники изучают повадки каждого безбилетника

Железнодорожники изучают повадки каждого безбилетника | Железные дороги
фото:www.gudok.ru

С 1 марта в каждом вагоне поездов, наиболее популярных у пассажиров, на ЮУЖД начали работать разъездные билетные кассиры и сотрудники охранных предприятий.

Как отмечает и.о. начальника Южно-Уральской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Сергей Пашков, в поездах и прежде работали разъездные кассиры, проводники и инспекторы отдела технологического контроля, но тогда одна бригада (два кассира и два охранника) приходилась на весь состав, и безбилетники от них легко убегали. Теперь к ним добавились сотрудники сторонних организаций, а билетные кассиры работают в каждом вагоне. Кроме того, состав обслуживают четыре сотрудника охранных предприятий. Всего на линию вышли 201 разъездной кассир-аутсорсер, 156 работников ЧОПов Челябинска, Оренбурга, Кургана и Карталов и 246 проводников. Так что теперь смысл бегать от контролёров по поезду исчез. 

Отказ покупать билет «зайцы» мотивируют дороговизной проезда. «Я в Челябинске работаю, а в Еманжелинске живу, – рассказал «Гудку» пассажир, назвавший себя Алексеем Вороновым. – Что теперь, всю зарплату надо только на транспорт тратить? Сначала электричка, потом маршрутка. Моему отцу раньше абонементы на дорогу давали, предприятие их покупало и как поощрение выдавало. А мне проще из вагона в вагон перескочить».

По подсчётам пригородной дирекции, до 30% пассажиров отказываются покупать билеты.

Два года назад в Кодексе об административных нарушениях упразднили две статьи – «Безбилетный проезд» и «Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа». Право вводить административную ответственность за такие нарушения передали региональным властям. Но такой нормы в региональных законах не появилось, что и позволяет безбилетникам чувствовать себя безнаказанно.

Предотвращать безбилетный проезд, убытки от которого исчисляются миллионами, на ЮУЖД взялись рейдами. В прошлом году они продолжались пять месяцев. Об этих акциях пассажиров предупреждали заранее. Во всех пригородных поездах, залах ожидания вокзалов расклеили объявления, где было подробно изложено – где, когда и как будут проходить проверки. Сообщения дублировались и по громкой связи.

Только за один весенний месяц в поездах оформили около 600 тыс. проездных документов. Это на 27% больше показателей аналогичных месяцев прошлых лет, когда рейды не проводились. Выручка тоже увеличилась на четверть. А за три месяца летних проверок выявили свыше 18 тыс. пассажиров, севших в электрички без проездного документа на станциях, где есть билетные кассы.
В декабре при посадке в поезда ввели перронный контроль. Таким способом ежесуточно «отрабатывалось» 63 пригородных поезда на 23 станциях. Результат впечатлил – количество пассажиров, не допущенных к поездке, перевалило за 5 тыс.

В нынешнем году дирекция провела 649 подобных рейдов, а разъездные кассиры оформили свыше миллиона билетов.

«Я предпочитаю ездить без эксцессов, острые ощущения не нужны. Нам даётся скидка в половину стоимости билета. 55 руб., которые плачу, совсем не напрягают», – говорит студент Южно-Уральского госуниверситета Владислав Садыков. Электричкой он пользуется часто. Учится в Челябинске и ездит к родителям в Щучье Курганской области. Будущий экономист считает, что если контролёров в вагонах станет больше, то и безбилетники переведутся.

Пенсионер Александр Меденко – бывший машинист. Он из числа добросовестных пассажиров. «Постоянно езжу в Троицк, при этом не пользуюсь льготным проездным, а беру билет за полную стоимость. Не такие это и большие деньги. Стремление урвать на билете – не самое лучшее. А железной дороге надо на каждой остановке поставить по кассиру», – советует он.

Сегодня на ЮУЖД 663 остановочных пункта, и только на 47 из них имеются кассы. Но на каждую остановку кассира не поставишь.
Нынешнее усиление контроля проезда стало ещё одним этапом в противостоянии железнодорожников и «зайцев» и уже увеличило выручку на 30%.

«Вырученных средств хоть и не хватает на оплату кассиров и охранников, но радует то, что число безбилетников сокращается», – говорят в дирекции.

Справка «Гудка»
В прошлом году 119 пар электропоездов ежедневно перемещали в среднем почти 50,5 тыс. человек. Вместе с тем убытки от перевозок приблизились к 1,5 млрд руб. И если в прошлом году себестоимость одной поездки составляла в целом по дороге 26 руб., то в нынешнем – 29 руб. Исключение - Челябинское отделение, здесь себестоимость равна 31 руб.


Евгения Мусихина

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →