Авто / 17.10.10 18:20

ФАС нашла «дыру» в законе

В техрегламенте о безопасности автомобилей обнаружили лазейку для монополизма

В техрегламенте о безопасности автомобилей обнаружили лазейку для монополизма | Авто
фото:www.gudok.ru

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) раскритикует в правительстве норму о том, что производитель иномарок должен иметь в России лишь одного официального импортёра.

Антимонопольное ведомство приняло к рассмотрению жалобу автопроизводителей на новый техрегламент о безопасности колёсных транспортных средств, вступивший в силу 23 сентября этого года. Письмо в ФАС от лица неназванной автокомпании направила юридическая компания «Правовой департамент».

Как рассказал «Гудку» партнёр компании Дмитрий Дмитриев, жалоба направлена против 21-го пункта регламента, согласно которому «изготовитель, не являющийся резидентом РФ, должен иметь единственного представителя в РФ». То есть у производителей иномарок в нашей стране будет всего по одному официальному импортёру, который сам распределяет права на реализацию автомобилей между дилерами.
«Фактически искусственно создаётся такая ситуация, когда изготовитель транспортных средств вынужден будет иметь единственного представителя своей компании, что негативно скажется на конкуренции между представителями автопроизводителей и на конечных потребителях, – сказал Дмитрий Дмитриев. – При этом на безопасность, которая должна быть целью техрегламента, эта норма никак не влияет».

Начальник управления контроля органов власти антимонопольного ведомства Владимир Мишеловин сообщил «Гудку», что в своей жалобе юридическая компания просит, чтобы ФАС высказала своё мнение о техрегламенте правительству.
«Мы обдумываем, в каких формах это можно сделать», – сказал представитель антимонопольного ведомства.

Между тем в Минпромторге «Гудку» заявили, что речь идёт не о единственном импортёре, а о том, что на основании техрегламента только одно юридическое лицо может получить одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Основанием для его выдачи служит пакет документов, включающий в себя сертификаты соответствия, протоколы испытаний (заводских и полигонах) и другие бумаги, подтверждающие безопасность автомобиля для человека и окружающей среды.
Минпромторг не видит здесь никаких экономических ограничений.
«Речь идёт только о вопросах безопасности, так как становится понятно, кто именно отвечает за соответствие продукции требованиям техрегламента, –  подчеркнул представитель ведомства. – Стоит напомнить, что техрегламент прошёл экспертизу в Минюсте, его согласовало не одно министерство. Нас, конечно, интересует ответ ФАС, но, так или иначе, если бы в этом документе было нарушение закона, он вряд ли дошёл бы до финальной стадии».

Между тем юрист Дмитрий Дмитриев считает, что все претензии по безопасности транспортного средства должны предъявляться производителю, а не импортёру.
«Импортёр просто ввозит автомобиль в страну, заводской брак, к примеру, не его вина», – полагает он.

Председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев утверждает, что от ограничения количества импортёров пострадает в конечном итоге потребитель. Эксперт не сомневается, что из-за этой нормы существенно повысятся цены на иномарки.
«Генеральный представитель сможет диктовать другим дилерам правила игры, в том числе и по стоимости автомобилей», – убеждён Сергей Канаев.

По его мнению, производитель должен сам выбирать, сколько официальных представителей в стране ему необходимо.
«Если импортёров несколько, они будут конкурировать между собой по цене и качеству техобслуживания», – сказал Сергей Канаев «Гудку».

Замдиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что новые нормы ударят в первую очередь по «серым дилерам», они поштучно ввозят в Россию автомобили, которые официально в нашу страну не импортируются.
«Чаще всего это автомобили премиум-класса, ввоз которых на поток не поставишь, например, спортивные машины Acura или редкие модели Subaru», – пояснил он.

Маргарита Верховская

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →