Авто / 03.06.14 14:01

Российский авторынок вошел в пике

Продажи новых машин стремительно падают, при этом цены на них продолжают расти

Продажи новых машин стремительно падают, при этом цены на них продолжают расти | Авто
фото:ИТАР-ТАСС

Ситуация на отечественном рынке новых автомобилей продолжает стремительно ухудшаться: в апреле продажи рухнули сразу на 8%, майские показатели обещают быть еще менее оптимистичными. По прогнозам президента "АвтоВАЗа" Бу Андерссона, в конце года российский авторынок может ждать провал до 20%. Аналитики ФИНАМ полагают, что падение составит не менее 15%. Несмотря на это многие автопроизводители продолжают повышать цены на новые машины.

Нездоровая ситуация

В первом квартале текущего года российский рынок новых автомобилей сократился всего на 2%. После этого эксперты комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) высказали предположения о возможной стабилизации. Однако опасения председателя комитета Йорга Шрайбера, посчитавшего, что тренд на стабилизацию может оказаться не долгосрочным, начали вскоре сбываться. "Очевидно, что недавняя волна повышения цен, вызванная ослаблением рубля, оказывает влияние на потребительский спрос, который был изначально достаточно неустойчив. В ближайшее время ситуация на рынке вряд ли изменится", — заявил Шрайбер.

Накануне, 2 июня, президент "АвтоВАЗа" Бу Андерссон заявил, что на предприятии возможны новые сокращения. При этом он пожаловался на падение производства из-за сокращения автомобильного рынка: "В мае месяце мы произвели лишь 28 тысяч автомобилей, тогда как в апреле было выпущено 42 тысячи малолитражек". По его словам, тольяттинский автогигант планирует снизить издержки на 10 млрд. рублей, но пока понимает, "как добиться сокращения на 8 млрд. рублей".

В 2013 году реализация автомобилей Lada снизилась на 12% — дилеры продали 535 тысяч машин. Прогноз на этот год подтверждается и результатами продаж за четыре первых месяца 2014-го. В России продано менее 129 тысяч автомобилей марки Lada — это на 15% меньше результата такого же периода прошлого года.

"Совершенно очевидно, что ситуация на автомобильном рынке страны является отличным индикатором того, что происходит в экономике. Если продажи автомобилей снижаются, то это означает, что в экономике все совсем нездорово, там стагнация или кризис", -— заявил Gudok.ru ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его словам, "посмотрев на статистику продаж, можно с уверенностью утверждать, что пока в экономике властвует стагнация, и немногие потребители готовы купить новый автомобиль".

По его мнению, дальнейшее развитие ситуации на отечественном авторынке в 2014 году, в первую очередь будет зависеть от того, как будет развиваться экономика, удастся ли преодолеть негативные явления в ней, которые наблюдались в 2013 году, наступит ли улучшение ситуации.

По словам Дмитрия Баранова, "не стоит ожидать мгновенной реакции автомобильного рынка, на изменение курса рубля". "Он обладает значительной инерцией на подобные события в экономике, и даже в случае кризиса, продажи автомобилей не снижаются мгновенно, а лишь по прошествии нескольких месяцев. Также стоит принять во внимание, что ситуация на валютном рынке постоянно меняется и рубль, пусть и частично, может отыграть свое падение", — добавил собеседник Gudok.ru.  

Между тем, он напомнил, что у автопроизводителей имеются определенные резервы, которые они могут использовать, чтобы компенсировать потребителям изменение курсовой разницы. "Наконец, необходимо учесть, что большая часть продаваемых в нашей стране автомобилей, это автомобили среднего и нижнего ценового сегмента, которые не только собираются в России, а у нас в стране присутствуют уже практически все мировые автопроизводители, но и комплектующие для них также производятся в России, так как большинство производители автокомплектующих уже присутствуют в нашей стране",– напомнил Баранов.

Их не берут, а они растут

Несмотря на падение рынка, автопроизводители продолжают повышать цены на машины. Уже этой весной крупнейшие автомобильные бренды переписали ценники. В частности, значительное повышение цен эксперты зафиксировали у японской компании Suzuki, которое коснулось автомобилей 2014 года выпуска. Диапазон увеличения составил от 3,5% до 10,2%.

Компания Renault также подняла цены на весь модельный ряд. По данным аналитического агентства "Автостат", китайская Chery тоже существенно повысила цены на автомобили 2014 года – увеличение на разные модели составило от 5,4% до 18,2%.

Как пояснил исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов, в том случае, если курс американской валюты будет расти, то цены также продолжат рост. По его мнению, "не все производители и не сразу будут повышать". Однако Удалов уверен, что данная тенденция затронет как иностранных, так и отечественных производителей.

Рост цен на иномарки продолжается и по сей день. Так, российское представительство Volkswagen объявило о повышении розничных цен на автомобили в июне этого года. С 9 июня подорожает Polo седан, цены на него вырастут в среднем на два процента. С 16 июня на 1,7 процента подорожает и седан Jetta, а также импортируемые модели — в среднем на три процента. В настоящее время стоимость Polo седана, выпускаемого на заводе Volkswagen в Калуге, составляет от 473 900 рублей, модели Jetta — от 616 тысяч рублей.

Просроченные кредиты

Тем временем из-за общего ухудшения экономической ситуации доля просроченных автокредитов с января по апрель 2014 года увеличилась с 7,6 до 8,1%. По данным ЦБ РФ, объем автомобильных кредитов в апреле вырос до 31,99 млрд руб., что на 1,89 млрд. руб. больше показателя января. Из них в апреле было просрочено 2,59 млрд. руб. по сравнению с 2,3 млрд. руб. в январе.

Ожидается, что доля автомобилей, купленных в кредит, в России в текущем году вырастет с 48,5% до 60%. Однако просроченная задолженность по ним также возрастет — с 10,4% до 10,8% от общего кредитного портфеля. Такие данные раннее обнародовало коллекторское агентство "Секвойя Кредит Консолидейшн".

В денежном выражении в 2013 году долги россиян по автокредитам выросли на 30% — с 33,6 млрд. руб. до 45,8 млрд. руб. В нынешнем году, как предполагают коллекторы, эта цифра достигнет 53,2 млрд. руб.

Тем временем врио губернатора Нижегородской области Валерий Шанцев обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой возродить госпрограмму утилизации автомобилей. Однако нововведение планируется распространить не в целом по стране, а только в крупнейших центрах российского автопрома: Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Ленинградской, Самарской и некоторых других регионах.

Владимир Путин на предложение Шанцева пока ничего не ответил. Ранее заместитель министра промышленности Алексей Рахманов заявлял, что денег на программу утилизации в федеральном бюджете нет.

По информации Всероссийского центра изучения общественного мнения, у большинства россиян (81%) в настоящее время нет планов о покупке автомобиля. Сегодня лишь 13% наших сограждан заявляют о своем намерении обзавестись "четырехколесным другом", причем 8% из них собираются это сделать только в ближайшие два-три года. Планы на приобретение транспортного средства чаще других строят студенты (23%) и домохозяйки (25%), меньше всего об этом задумываются пенсионеры (5%).


Михаил Прибыловский

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →