Авиа / 23.04.12 17:23

Авиапассажирам простят НДС на внутренних линиях

Минтранс намерен субсидировать внутренние перелеты с помощью сбора на международных
рейсах

Минтранс намерен субсидировать внутренние перелеты с помощью сбора на международных 
рейсах | Авиа
фото:Ирина Воловик

В министерстве предлагают отменить НДС на внутренних авиалиниях. Выпавшие из бюджета миллиарды рублей предлагается компенсировать дополнительным сбором с полетов на внешних авиалиниях. Налоговая рокировка может привести к подорожанию заграничных авиарейсов на тысячу рублей.

«Мы хотим уйти от взимания 18% НДС на внутренних линиях, что позволит снизить цену на билеты и простимулирует рост объемов пассажирских перевозок. А выпадающие налоговые поступления в бюджет мы предлагаем компенсировать специальным сбором с международных перелетов», – сообщили GUDOK.RU в пресс-службе Минтранса.

Письмо с соответствующими предложениями недавно было направлено в Минфин и сейчас в Минтрансе ожидают оттуда ответа. В транспортном ведомстве рассчитывают на одобрение своей инициативы. «Речь ни в коем случае не идет о введение нового налога. Это всего лишь дополнительный сбор и соответствующая практика имеется и в других странах мира», – сказали в Минтрансе.

Обнуление НДС на внутренних авиалиниях должно позволить авиакомпаниям снизить цены на рейсы для пассажиров примерно на 8%. Как уточнили в транспортном ведомстве, сейчас эксперты просчитывают все последствия от введений нового сбора, но его величина должна быть такова, чтобы компенсировать выпавшие доходы в бюджет.

В Минтрансе указывают, что подобные сборы с авиапассажиров существует во многих странах мира. В то же время НДС в сфере авиаперевозок не очень распространен. Например, в Великобритании вместо аналога российского НДС применяется налог с авиапассажиров (APD). Он взимается с пассажиров всех коммерческих авиаперевозчиков, осуществляющих рейсы из аэропортов Великобритании в другие страны. Его величина зависит от стоимости купленного билета, класса перелета и других особенностей рейса. Однако под этот налог не попадают полеты между многими городами Великобритании.

По расчетам экспертов, из-за ликвидация НДС на внутренних авиарейсах бюджет может недополучить примерно 30 млрд рублей налоговых поступлений в 2012 году. Чтобы новый сбор мог компенсировать такую сумму, ее эквивалент придется собрать с вылетающих за рубеж пассажиров. И это увеличит цены на билеты примерно на одну тысячу рублей.

Целесообразность инициативы Минтранса вызывает сомнение у экспертов. Идея введения дополнительного авиасбора напоминает историю, когда раздавались обещания по отмене транспортного налога и замене его акцизами. В результате же оказалось, что транспортный налог не отменили, акцизы растут, а бензин продолжает дорожать.

Как считает гендиректор компании Airport Investments Сергей Детенышев, не факт, что после отмены НДС авиакомпании снизят цены на билеты на внутренних линиях, но заранее можно утверждать, что цены на внешних авиалиниях станут выше.

«Пока с это инициативой много непонятного. Если предполагается взимать сбор только с услуг авиакомпании, то это не имеет смысла, так как их доля очень мала, а 30% цены билета формирует стоимость топлива, услуги аэропортов и другие составляющие», – полагает эксперт.

Не поднимет предложение Минтранса и рентабельность внутренних перевозок, многие их которых убыточны и в настоящее время субсидируются государством. «Не ясно, почему внутренние перелеты нужно субсидировать за счет внешних, тем более, что половина авиапассажиров из регионов у нас направляется в Москву, а потом из нее летит дальше за границу. Такой сбор является социально несправедливым, тем более что предлагается выборочно поддерживать и предоставлять льготы отрасли, условия конкуренции в которой мало чем отличаются от бизнеса в других сферах», – заключил Сергей Детенышев.

«Эта мера противоречит политике властей, которая направлена на отмену перекрестного субсидирования в экономике и создаст дополнительные сложности для авиакомпаний. А билеты наверняка дешевле не станут. Правильнее увеличить субсидирование внутренних перелетов», – считает экономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин.

Под программу льготных перелетов с Дальнего Востока в Москву, Санкт-Петербург и Сочи в этом году в федеральном бюджете зарезервировано 2,5 млрд рублей и еще примерно 700 млн рублей выделяется на субсидирование авиаперевозок в Калининград.

Кроме того, 30 декабря 2011 года правительство утвердило субсидирование внутренних и местных перевозок в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном округах на сумму почти в 1 млрд рублей. Всего же из федерального бюджета на субсидирование внутренних авиалиний в 2012 году выделяется свыше 4 млрд рублей.

Алексей Щеглов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →