Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Жизнь пассажиров московского метро оценили в 2 миллиарда

Транспорт | Вторник | 24.09.2013 | 17:09
Минфин требует включить метрополитен в закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед своими клиентами
Минфин требует включить метрополитен в закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед своими клиентами  | Транспорт
Андрей Сполитак/Gudok.ru
Заместитель руководителя департамента финансовой политики Министерства финансов России Вера Балакирева рассказала о том, что ведомство уже готовит предложения по включению московского метро в закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами. По оценке мэрии Москвы, страхование подземки может обойтись в два миллиарда рублей в год. «Анализ сложившейся практики показал неэффективность выведения метрополитена из-под действия закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков», - подчеркнула Вера Балакирева. По ее словам, «страховые» события на метрополитене возникают регулярно, но компенсировать ущерб пострадавшим не всегда получается. Чиновница добавила, что, согласно принятому в апреле этого года новому закону, соответствующими надзорными органами осуществляется постоянный контроль за выплатами страховых компаний. Это имеет отношения к деятельности самых разных транспортных компаний  - от автобусных, до авиационных. Однако за тем, каким образом такую работу, в связи с некими трагическими случаями, проводит метрополитен – никто не наблюдает. Так уж вышло, что именно московская подземка по некоторым причинам оказалась выведена из-под действия закона.

Инициативу Министерства финансов уже поддержали в НССО (Национальный союз страховщиков ответственности). «Мы считаем, что закон должен распространяться на всех перевозчиков, - считает глава союза Андрей Юрьев. - Только в этом случае можно выстроить эффективную защиту интересов пассажиров, а ведь именно для этой цели и принимался закон». Представитель некоммерческой организации отметил, что в Национальный союз страховщиков неоднократно обращались пострадавшие с жалобами на отказ метрополитена осуществить выплаты за причиненный их здоровью вред. Другое дело, что из-за особого статуса самого перевозчика, Национальный союз страховщиков никак не может влиять на процесс выплат компенсаций, так что зачастую пострадавшие остаются с болячками и без должной компенсации.

Стоит напомнить, что закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков начал работать с 1 апреля 2013 года. Согласно этому документу, при аварии или другом чрезвычайном происшествии пассажир может получить компенсацию либо у самих страховщиков (в том случае, если транспортная компания заключила с ними договор), либо - у перевозчика. При этом, оговорен максимальный размер выплат. Жизнь пассажира оценивается в два миллиона рублей. Минимальная компенсация (за ушибы или ссадины) оценивается всего в 2000 рублей.

В изначальной редакции первоапрельского закона перечислялись все виды пассажирского транспорта. Однако в последнем чтении метро из общего списка исчезло. Председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по финансовому рынку Наталья Бурыкина созналась, что в данном случае парламентарии пошли на уступки по просьбе мэрии Москвы. Чиновники уверяли, что метрополитен - чрезвычайно крупный перевозчик, и его страхование может потребовать существенных бюджетных расходов - два миллиарда рублей в год. В Госдуме РФ, в конечном счете, пошли навстречу властям Москвы, но обязали подземку в случае каких инцидентов выплачивать пострадавшим хотя бы предусмотренные законом компенсации.

Эксперты транспортной отрасли с большой опаской относятся к желанию Минфина лишить московскую подземку особого статуса. По их словам, порядок страхования «как у всех» незамедлительно отразиться на стоимости проезда для пассажиров и затормозит развитие всей сетки метро. При этом, могут затормозиться (или окончательно свернуться) некоторые проекты, связанные с расширением линий метро. 

Российские перевозчики на самом деле не хотят нести ответственность перед пассажирами. Так, первое пять месяцев 2013 года лишь 10% от общего числа пассажирских перевозчиков страны заключили договоры обязательного страхования ответственности перед пассажирами. По информации, которую указали транспортные предприятия, уже заключившие договор, они перевозят около 4 миллиарда пассажиров в год, но, согласно официальной статистике, годовой объем пассажиропотока превышает этот показатель в шесть раз и достигает 22 -23 миллиардов человек в год.  Представители Национального союза страховщиков ответственности отмечают, что даже заявки на заключение договоров страхования ответственности перед пассажирами со стороны перевозчиков к июню практически перестали поступать.

Елена Казакова

Cегодня в СМИ

Первые лица