Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Освоить растущий грузопоток можно, только устранив все барьеры

Транспорт | Понедельник | 10.12.2012 | 18:41
В 2012–2020 года на Приволжской магистрали планируют ликвидировать 163
ограничения для движения тяжеловесов
В 2012–2020 года на Приволжской магистрали планируют ликвидировать 163 
ограничения для движения тяжеловесов | Транспорт
Павел Горбатько
На Приволжской магистрали разработали программу, которая поможет устранить проблемы внедрения сквозных технологий для тяжеловесного движения.

«Оценив влияние барьерных мест на перевозочный процесс по основным рокадным направлениям, мы разделили проблемные очаги на несколько составляющих, – рассказывает начальник технологической службы ПривЖД Владимир Цык. – Первая – это технологическая. Тут требуется корректировка. Вторая связана с содержанием инфраструктуры, обеспечением плавного вождения поездов с уравновешенной скоростью и увеличенным до 6 тыс. тонн весом. Третья – это развитие и усиление инфраструктуры, которые зависят от капиталовложений и инвестиций».

Разработанная программа рассчитана на 2012–2020 годы. За это время планируется ликвидировать 163 ограничения. По словам Владимира Цыка, на её реализацию потребуется более 126 млрд руб., из которых 29 млрд предусмотрены инвестиционными программами. Воплощение задуманного позволит повысить вес, скорость грузовых поездов, а также снизить себестоимость перевозок за счёт сокращения бригад, локомотивов и топлива.

Не хватает тяги
Специалисты Приволжской магистрали разработали и внедрили технологию движения поездов весом 10,5 и 6 тыс. тонн на одном из сетевых рокадных направлений Аксарайская – Волжский – Морозовская – Лихая. Однако развивать перспективную технологию и получать от её реализации экономический эффект в полной мере не позволяет дефицит трёхсекционных тепловозов. В настоящее время в сутки дорога может пропустить только четыре тяжеловеса.
Благоприятный профиль участка Аксарайская – Волжский позволяет курсировать здесь поездам в 10,5 тыс. тонн, управляемым двухсекционными локомотивами 2ТЭ116У с применением системы управления тормозами поезда СУТП.

А вот на участке Волжский – Лихая со сложным профилем пути, с затяжными подъёмами даже для меньшего веса нужны более мощные локомотивы. «Длинносоставные поезда весом 10,5 тыс. тонн на станции Волжский сейчас делят на две части: тяжеловесную 6 тыс. тонн и «коротышку» 4,5 тыс. тонн. Последнюю везут тепловозы 2ТЭ116У, а шеститысячники – 3ТЭ10МКО, количество которых весьма ограниченно, – поясняет Владимир Цык. – Чтобы получить дополнительный трёхсекционный локомотив, к 2ТЭ116 добавляют ещё одну секцию».

Управляет «самоделкой» локомотивная бригада из трёх человек. Второй помощник машиниста с правами управления следит за работой третьей секции.
«Таких самоделок у нас всего 10. Поэтому вместо того, чтобы ежесуточно отправлять 20–
24 поезда весом 6 тыс. тонн на Лихую, мы отправляем лишь 2–4. Кроме того, отсутствие тройников исключает возможность формировать на одной из крупнейших сортировочных станций – Им. М. Горького свои шеститысячники. Для этого у неё есть всё: и техническая возможность, и путевое развитие. Однако нет тяги, и станция вынуждена работать с маленьким весом», – сетует Владимир Цык.

В результате 85% поездов на полигоне Волжский – Лихая следуют с весом 4,5 тыс. тонн длиной 45–55 вагонов. Для 100-процентного перехода на шеститысячники необходимы ещё 12–15 трёхсекционных тепловозов.

Тогда дорога избавится от резервного пробега локомотивов за счёт сбалансированного количества сданных и принятых с Северо-Кавказской дороги вагонов. Пока что к соседям с Приволжской идут малосоставные гружёные поезда, поэтому их больше. А возвращаются порожние длинносоставные – их меньше. Высвободившиеся локомотивы идут резервом, ухудшая показатели работы. «В этих условиях мы проводим целенаправленную работу по поднятию весовых норм для двухсекционных локомотивов с 4,5 до 5 тыс. тонн», – отмечает Владимир Цык.

Устранение дефицита тяги, по мнению специалистов технологической службы, приведёт к экономии эксплуатационных расходов более чем на 99 млн руб. в год.
А главное – позволит наращивать грузоперевозки на направлении Аксарайская – Волжский, ведь, по прогнозам Института экономики и развития транспорта, оборот на этом участке к 2015 году вырастет на 70%.

Ещё одним барьером на этом направлении является отсутствие на конечных станциях полигона Лихая – Аксарайская пунктов технического обслуживания локомотивов. Ближайший расположен в 42 км – на станции Астрахань-2. Чтобы сократить эксплуатационные расходы, необходимо восстановить бывший ПТОЛ на станции Аксарайская, а также реконструировать ПТОЛ на станции Лихая Северо-Кавказской дороги. Экономический эффект от этого, по словам Владимира Цыка, составит более 116 млн руб. в год.

Подтолкнуть на подъёме
Направление Сызрань – Котельниково – Тихорецкая, которое соединяет Южный Урал с портами Черноморского бассейна, – это второй по значимости полигон, где Приволжская усовершенствовала сквозную технологию, позволяющую водить поезда повышенного веса.
«На этом направлении были проблемные участки от станции Котельниково (ПривЖД) до Мелиоративного Куберле и Двойной Северо-Кавказской дороги, которые не позволяли превысить вес поездов в 5,4 тыс. тонн», – говорит начальник отдела координации технических планов и эксплуатационной работы технологической службы ПривЖД Антон Болдырев.

«Весовые ограничения установила Северо-Кавказская дорога, ссылаясь на то, что эта норма критическая для участка Котельниково – Сальск. Специалисты Приволжской, проведя опытные поездки дорожной лаборатории, обосновали возможность организовать тяжеловесное движение на полигоне Петров Вал – Котельниково – Тихорецкая с использованием толкачей. «В результате на этом участке теперь ходят шеститысячники. Это позволило сохранить целостность маршрута без преломления веса», – отмечает Антон Болдырев.
В планах – наращивание ежесуточного количества отправленных шеститысячников с
девяти до 20.

Возьмём в свои руки
Анисовка – Оренбург – это следующее направление, над которым работают специалисты Приволжской для оптимизации пропуска транзитного вагонопотока на направлении Южный Урал – порты Черноморского побережья. «В период массовых летних перевозок пассажиров и особенной загруженности хода между Южно-Уральской и Куйбышевской дорогами грузопотоки отклоняются на участок Оренбург – Анисовка», – поясняет Антон Болдырев.

Задача Приволжской – нарастить здесь количество локомотивов 2ТЭ116У до 25, чтобы своей тягой водить поезда весом 6 тыс. тонн на участке Анисовка – Оренбург. Южно-Уральской дороге такой вес поезда не под силу из-за отсутствия столь мощных тепловозов.
«Пока что на этом направлении курсируют 1–2 шеститысячника в сутки. А должно быть
организовано следование не менее 15–20 тяжеловесов», – говорит Владимир Цык.

Кроме того, Приволжской для маневренности продвижения поездопотоков необходимо развивать ещё один резервный ход – Новоперелюбская – Сенная. Сегодня здесь имеется ряд инфраструктурных ограничений, ликвидировать которые возможно посредством восстановления инфраструктуры.

Инга Быкова, соб. корр. «Гудка» Волгоград

Cегодня в СМИ

Первые лица