Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Новаторские идеи уже проверены на практике

Транспорт | Понедельник | 10.12.2012 | 18:01
С помощью конкурса профессионального мастерства среди преподавателей и
руководителей дортехшкол и учебных центров компания в очередной раз собрала
несколько десятков передовых образовательных методик для подготовки рабочих
кадров.
С помощью конкурса профессионального мастерства среди преподавателей и 
руководителей дортехшкол и учебных центров компания в очередной раз собрала 
несколько десятков передовых образовательных методик для подготовки рабочих 
кадров. | Транспорт
Сергей Зоничев
Общесетевой конкурс давно стал традиционным и в этом году проводился уже в четвёртый раз. Строгий отбор сначала в родной дортехшколе, потом борьба с конкурентами на уровне дороги – возможность представить свои работы перед коллегами и судьями в финале получили самые достойные.

В первую очередь жюри оценивало новизну и актуальность работы, практическую эффективность нововведений. «Перед нами сегодня стоят несколько основных задач: повысить престиж работы преподавателей и руководителей дортех-школ и учебных центров, развивать их профессиональные навыки и распространить наработанный ими положительный опыт по всей сети», – рассказал начальник Корпоративного центра развития профессионального обучения персонала ОАО «РЖД» Алексей Сухомлинов.

В этом году участники конкурса могли не только рассказать зрителям и жюри о своей работе, но и показать фильм с фрагментами открытого урока, демонстрируя предлагаемые новации в действии. Выступление каждого преподавателя начиналось с видеовизитки – небольшого ролика, рассказывающего о пути к профессии и главных достижениях на этом поприще.

«Здесь есть очень качественные и интересные проекты. Даже в тех работах, которые, на мой взгляд, получились не слишком удачно, есть элементы, которые можно использовать в практике. В любом случае общение с другими преподавателями, с другими школами, дорогами действительно позволяет обмениваться опытом», – считает преподаватель Новокузнецкой технической школы (ЗСЖД) Евгения Селезнёва. В номинации «Лучшие педагогические практики для подготовке рабочих кадров по профессиям вагонного хозяйства» она в паре со своей коллегой Галиной Антюховой представила проект бинарного урока и заняла первое место. «За счёт усилий сразу двух преподавателей мы смогли значительно повысить качество профессионального обучения и наглядно продемонстрировали связь между двумя предметами: общетехническим и специальным», – отметила Евгения Селезнёва.

Необходимость повысить личную заинтересованность людей, решивших пройти подготовку или курсы повышения квалификации, отмечали и другие педагоги, но шли они к этому разными путями. Так, преподаватель Хабаровского учебного центра (ДВЖД) Татьяна Резак, победившая в номинации «Лучшие педагогические практики для подготовки рабочих кадров по профессиям хозяйства пути и сооружений», рассказала о необходимости преодолеть психологический барьер у обучающихся. Она предложила использовать для закрепления, повторения и контроля знаний рамочные игры, которые создают ситуацию успеха, придают ученикам уверенности в себе и вовлекают в процесс обучения.
Мотивировать учащегося на максимально полное освоение знаний действительно непростая задача, своё видение решения этой проблемы предлагали многие преподаватели. Так, Евгения Травина из Ярославского учебного центра (СЖД), занявшая первое место в номинации «Лучшие педагогические практики для подготовки рабочих кадров по профессиям хозяйства перевозок», решила заинтересовать своих подопечных кейс-технологиями. По её мнению, при обучении больше внимания стоит уделять практике, а использование кейс-технологий как раз позволяет учиться применять свои знания в реальных жизненных ситуациях.

Для Ярославского учебного центра, кстати, конкурс оказался богатым на награды. В отдельной номинации, созданной в этом году специально для методистов, ежедневно помогающих преподавателям в их нелёгком труде, победила Налия Турьянова. Члены жюри признали её лучшим консультантом педагогических коллективов в развитии учебно-воспитательной работы технических школ, отметив как актуальность работы, так и целеустремлённость женщины. «Методист – это провожатый в стране с названием Профессионализм. Это тот, к кому приходят с вопросом, а уходят с ответом, поэтому его главная задача – поиск новых методов, помогающих преподавателю найти себя, свой стиль», – увлечённо рассказывает Налия Турьянова. По её мнению, повысить профессионализм учителей в учебных центрах можно без дополнительных затрат, используя внутренние ресурсы. «У нас взаимопосещение занятий сейчас можно сравнить с чемоданом без ручек: нести тяжело, а бросить жалко. Но если мы правильно организуем этот процесс, то вместе с мастерством педагогов возрастёт качество образования. К тому же это позволит лучше контролировать, чем занимаются обучающиеся во время самоподготовки», – утверждает она. 

Нешуточная борьба разгорелась и в самой престижной номинации «Лучшие практики организационных решений в технических школах и учебных центрах». Победитель прошлогоднего конкурса Михаил Новиков, возглавляющий Воронежскую дорожную техническую школу (ЮВЖД), вновь оказался одним из главных претендентов на первое место. Разработанную им систему эффективного проведения производственного обучения при подготовке рабочих кадров члены жюри оценили по достоинству, но всё-таки отдали предпочтение руководителю Абаканского учебного центра (КрЖД) Марине Шаталовой. Входной контроль знаний для кандидатов на подготовку помощников машинистов локомотивов, ставший темой её конкурсной работы, уже показал свою пользу на практике. «Помощников машинистов локомотивов мы готовим давно, с 2002 года. Желающих заниматься приходит много, но через некоторое время примерно половина из них отсеивается. Причины отчисления у всех разные: кто-то понял, что эта профессия не его, кто-то ушёл из-за проблем в семье, но большинство просто не справились с предложенным им объёмом знаний. Мы стали думать, как исправить эту ситуацию, ведь те, кто недоучивается, отнимает много времени у преподавателей», – рассказывает Марина Шаталова. В результате решили проводить тестирования и собеседования для поступающих на эту специальность. Отбор кандидатов занимает два дня. Сначала им объясняют специфику той профессии, которую они выбрали, и проводят две лекции по двум предметам, а на следующий день задают вопросы по пройденному материалу, чтобы выяснить, смогли ли они что-нибудь из него усвоить. «Уровень знаний у поступающих к нам разный, поэтому с каждым мы беседуем индивидуально. Могу сказать, что такой метод оказался действенным – количество отчислений уменьшилось», – объясняет Марина Шаталова.
Победителей и лауреатов конкурса награждал вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. Вручая памятные подарки и дипломы, он поблагодарил всех участников конкурса и отметил, что от работы преподавателей и руководителей технических школ и учебных центров во многом зависит успех компании. «Уровень подготовки персонала, особенно в отдалённых регионах, всё ещё слабоват. Там, правда, ситуация осложняется непростым демографическим положением. По большому счёту от вас и ваших учебных центров зависит всё. Тем более сейчас, когда мы прошли больше половины пути для создания единой системы корпоративных требований к персоналу и разрабатываем профессиональные компетенции, которые будут касаться вас напрямую», – подчеркнул Дмитрий Шаханов.

После прощальной фотографии финалисты смотра-конкурса, пожелав друг другу удачи и успеха, отправились внедрять полученный опыт в своих технических школах и учебных центрах и разрабатывать новые идеи, которые они смогут представить уже на следующем конкурсе мастерства.

Мария Хлопотина

Cегодня в СМИ

Первые лица