Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Выбор сценариев

Транспорт | Понедельник | 10.12.2012 | 08:12
Строительство ВСМ – пробный камень для «Транспортной стратегии – 2030»
Строительство ВСМ – пробный камень для «Транспортной стратегии – 2030» | Транспорт
Павел Горбатько
Министерство транспорта предложило два варианта развития отрасли – энергосырьевой и инновационный. Последний предусматривает создание выделенной сети скоростных и высокоскоростных магистралей. Однако, как замечают эксперты, реализация этого варианта будет зависеть от мировой конъюнктуры.

Как сообщил на пленарном заседании «Транспортной недели», которая прошла в Москве, министр транспорта Максим Соколов, при инновационном варианте страна перейдёт на новый уровень предоставления транспортных услуг и к 2030 году подвижность населения достигнет уровня европейских стран. А при консервативном сценарии многие задачи будут отложены вообще за 2030 год.
«Инновационный сценарий предусматривает переход к полноценной сетевой структуре железных и автомобильных дорог и, соответственно, полицентрической модели пространственного развития страны, – говорит Максим Соколов. – Предполагается формирование выделенной инфраструктуры скоростных линий (порядка 9 тыс. км) и высокоскоростных магистралей (порядка 3,5 тыс. км). Эти линии позволят не только повысить мобильность населения, но и высвободить занятые сегодня резервы грузовых линий и обеспечить ускоренные контейнерные перевозки».

Однако, как заметил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, проблемой Транспортной стратегии является её ресурсное обеспечение. К примеру, параметры бюджета на 2013–2015 годы, куда не включены расходы на ВСМ, пока не свидетельствуют о том, что финансовые власти страны разделяют эти цели. К тому же транспорту не удаётся выйти на требуемые объёмы инвестиций в 4% ежегодно, а с железными дорогами положение ещё хуже.
«Если в целом доля государства в финансировании транспортной инфраструктуры составляет порядка 50%, то доля государственного участия в железных дорогах – от 12,8% до 26% в зависимости от сценария, – говорит Владимир Якунин. – При этом сохраняется индексация тарифов на уровне инфляции».

Вице-премьер Аркадий Дворкович со своей стороны полагает, что стратегия – это живой документ и в него ещё будут вноситься поправки, в том числе и финансовые.
«К 2018 году мы должны обеспечить на всей европейской части страны доступность транспортных услуг, при этом приоритет будет отдаваться авиации и железной дороге, – заявил Аркадий Дворкович. – Проект ВСМ уже становится не только мечтой, но и планом для реализации».

Но в то же время в четверг Минфин при прохождении бюджета в Госдуме отстоял бюджетное правило, согласно которому тратить нефтегазовые доходы на инфраструктуру можно только после того, как Резервный фонд достигнет величины в 7% ВВП. Депутаты и Минэкономразвития предлагали ограничиться 5%, что позволило бы направлять сверхдоходы на транспортную инфраструктуру уже с 2014 года. А так, по расчётам МЭРа, Резервный фонд наполнится только к 2017 году.

Как подчеркнул один из разработчиков Стратегии директор ФГУП «Научный центр по комплексным транспортным проблемам» Олег Евсеев, создание скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения предполагается не только на радиальных, но и на хордовых направлениях, чтобы высвободить ресурсы инфраструктуры для ускоренных контейнерных и грузовых перевозок.
Сергей Плетнёв

Cегодня в СМИ

Первые лица