Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Апелляция не помогла

Транспорт | Вторник | 13.11.2012 | 16:44
Суд  поставил точку в споре Федеральной антимонопольной службы
и ОАО «ТрансКонтейнер»
Суд  поставил точку в споре Федеральной антимонопольной службы 
и ОАО «ТрансКонтейнер» | Транспорт
Gudok.ru
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил оставить без изменения решение Девятого арбитражного суда признать недействительным приказ ФАС о доминирующем положении ОАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «РЖД» на рынке погрузочно-разгрузочных работ с универсальными контейнерами и услуг по хранению универсальных контейнеров, выполняемых в местах общего пользования.

Напомним, история тянется с лета 2011 года. Тогда ФАС провела исследование рынка погрузочно-разгрузочных работ с универсальными контейнерами и внесла ОАО «ТрансКонтейнер» наряду с ОАО «РЖД» в монопольный список. Согласно аналитическому отчёту ФАС, компании занимают доминирующее положение по погрузке-разгрузке в местах общего пользования.

Не согласившись с приказом ФАС, компании обратились в Арбитражный суд Москвы. Получив там отказ в требовании признать приказ ФАС недействительным, «ТрансКонтейнер» в роли истца и РЖД в качестве третьего лица добились справедливости в Девятом арбитражном апелляционном суде. Кассационную жалобу ФАС Федеральный арбитражный суд не удовлетворил, оставив в силе решение апелляционной инстанции.

В судах выяснилось, что при исследовании рынка, который выступил предметом спора, ФАС рассматривала исключительно места общего пользования, где работы выполняют только РЖД и «ТрансКонтейнер», при этом ФАС не был принят во внимание рынок на местах необщего пользования, где выполняется основная часть операций с контейнерами.
Аналитический отчёт ФАС содержит и другие нарушения, в частности в нём неверно установлены продуктовые границы товарного рынка. Так же не проводилась работа по получению полной и объективной информации обо всех хозяйствующих субъектах, недостоверно определён объём товарного рынка. А многие выводы, содержащиеся в отчёте, не подтверждены документально.

Согласно транспортному законодательству исследуемый рынок нельзя было разбивать на места общего пользования и места необщего пользования. Поскольку грузоотправитель имеет право по своему усмотрению отправить груз как на местах общего пользования, так и с подъездных путей.

«ОАО «ТрансКонтейнер» изначально считало приказ ФАС незаконным и не отражающим фактическое положение дел на рынке погрузочно-разгрузочных работ с универсальными контейнерами и услуг по хранению универсальных контейнеров. Имеющийся перечень нарушений, который был допущен ФАС в ходе подготовки аналитического отчёта, суд обоснованно посчитал достаточным для признания приказа ФАС о включении компаний в реестр недействительным», – рассказывает директор по правовым вопросам и управлению имуществом Виктор Марков.

«На мой взгляд, нельзя не принимать во внимание тот факт, что на местах необщего пользования сегодня перерабатывается практически 60% всех крупнотоннажных контейнеров, – отметил представитель оператора, – в то время как на терминалах «ТрансКонтейнера» – только около 25%. Наша компания является таким же владельцем терминальных активов, как и наши конкуренты на местах необщего пользования, а мы – равный игрок этого рынка. Поэтому правила оказания терминальных услуг должны быть одинаковы для всех. Возложение на нас дополнительных ограничений мы считаем необоснованным и ставящим нас в дискриминационное положение по сравнению с владельцами мест необщего пользования».

Закрепление доминирующего положения за «ТрансКонтейнером», по мнению адвоката юридической компании «Налоговик» Сергея Литвиненко, непосредственно повлияло бы на тарифы и операционную деятельность компании.

«Если какая-то одна компания производит значительную часть услуг или товаров одного вида, то эта компания может диктовать условия  потребителям, – сообщил юрист. – Согласно статье 10 Федерального закона «О защите конкуренции», для таких хозяйствующих субъектов устанавливается запрет на злоупотребление своим доминирующим положением на рынке».

Как говорит адвокат, это может выражаться в установлении и поддержании монопольно низких или монопольно высоких цен, что становится оружием недобросовестной конкуренции. Либо на одну и ту же услугу экономически необоснованно могут быть установлены разные цены. Запрет подобных действий препятствует вытеснению других игроков с этого товарного рынка. Также запрещено навязывать покупателям невыгодные и необоснованные условия договора – например, требовать предоплату или иное обеспечение задолго до получения услуги. Нельзя необоснованно отказывать в предоставлении услуг либо ограничивать их предложение, особенно если в результате таких действий поднимается цена на такие услуги.

При этом видно, что некоторые из этих ограничений носят достаточно размытый характер, не имея чёткой количественной оценки. Для крупных компаний доказать строгое их соблюдение нередко оказывается делом достаточно хлопотным.

Для железной дороги отстоять позицию было не менее важно, чем для оператора, как рассказал заместитель начальника правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев.
«Этот вопрос касается права ОАО «РЖД» непосредственно, и мы заинтересованы в том, чтобы быть исключёнными из реестра, что означает: доминирующее положение на исследованном рынке мы не занимаем и этот рынок антимонопольному регулированию не подлежит. Приказ ФАС налагал на нас определённые обязательства. Это не является указанием того, что ОАО «РЖД» нарушило закон и не является чем-то угрожающим для нас. Включение в этот реестр в качестве лица, занимающего доминирующее положение на определённом рынке, переводит лицо из одного типа регулирования в другой, более жёсткий.

Например, если бы приказ ФАС не был отменён и ФАС усмотрела бы в действиях ОАО «РЖД» признаки нарушения каких-то норм антимонопольного законодательства, то службе не понадобилось бы вновь проводить исследования рынка, чтобы выяснить положение ОАО «РЖД» на рынке», – уточняет Алексей Васильев.
Азалия Идрисова

Cегодня в СМИ

Первые лица