Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Узел развязывается

Транспорт | Среда | 07.11.2012 | 18:58
Вагоны на Московской дороге договорились разгружать по ночам
Вагоны на Московской дороге договорились разгружать по ночам | Транспорт
Павел Горбатько
В начале октября скопление поездов на Московской дороге достигло пика. Вагонов с местным грузом на путях стояло около 22 тыс. (при норме 19,2 тыс.). Порожняка – более 40 тыс. (при допустимых 29 тыс.). Встал и транзитный груз на стыковых станциях Елец, Вековка, Александров.

Весь этот подвижной состав осложнял маневры и замедлял продвижение по главным путям дороги. Так, стояние локомотива на запрещающем сигнале светофора увеличилось на 60% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а на промежуточных станциях стоянки выросли на 40,5%.

Средняя скорость упала до отметки 27 км/ч. Существенно замедлился ход грузового поезда в Смоленском регионе: до 24 км/ч вместо 38,5 км/ч по плану. В Московско-Курском регионе скорость составила 33,4 км/ч (вместо 48,5). Снизилась скорость и на Большом кольце Московской дороги (БМО) между сортировочными станциями Орехово-Зуево и Бекасово.

«Участковая скорость снизилась из-за того, что стоим на перегонах, подступах к сортировочным и узловым станциям. Это Воскресенск, Ожерелье, Узуново, Бекасово. Транзитного груза через нашу станцию пошло больше, и это отражается на скорости», – пояснил начальник локомотивного эксплуатационного депо Рыбное Александр Костиков.
Локомотивные бригады депо также снизили скорость на 9,2 км/ч. Это привело к сверхурочным. По словам начальника дорожной Дирекции тяги Андрея Казакова, за первые две недели октября допущено 61 тыс. часов переработки.

Главная причина скопления поездов – заадресовка порожних вагонов, резко снижающая пропускные способности станций. Порожняк на путях оставляют собственники. По словам начальника московского ЦФТО Андрея Мартынова, операторам негде отстаивать подвижной состав, дожидающийся выгодной погрузки.

Однако, как рассказал начальник Московской дирекции управления движением Александр Шинкарёв, на дороге обкатывается технология, запрещающая операторам пропускать порожний вагонопоток на выгрузочные станции. «Проводится работа с операторами», – отметил замначальника Центральной дирекции управления движением Дмитрий Корнышев. И некоторые из них уже начали прислушиваться к советам железнодорожников, как вести погрузку.

Кроме того, Центральная дирекция управления движением сняла запрет на заадресовку порожняка на Западно-Сибирскую дорогу. За неделю туда продвинулось более 2 тыс. вагонов и полувагонов.

Чтобы разгрузить пути, на МЖД воспользовались действенным способом – формированием на сортировочных станциях длинносоставных, сдвоенных и тяжеловесных поездов. В лидерах – станция Бекасово, ежесуточно отправляющая 20 длинносоставных поездов, три сдвоенных и шесть тяжеловесных.

А вот Орехово-Зуево пока отстаёт. При плане 10 длинносоставных формируется лишь 5. Начальник станции Иван Паристый признал, что работа ослаблена, и пообещал ситуацию исправить.

Избавиться от заторов помогла и ночная выгрузка. «Провели координационный совет, крупных клиентов попросили организовать ночную работу. Для них это не выгодно. Ведь нужно дополнительно нанимать людей, платить за ночную смену, но они пошли нам навстречу», – рассказал «Гудку» начальник службы технической политики МЖД Алексей Щёлоков.
Ночью начали выгружать по 2,5 тыс. вагонов. Удалось увеличить среднюю участковую скорость до 32,2 км/ч.

Решили проблему и с транзитным грузом на стыковых станциях с соседними дорогами – Елец, Вековка, Александров. «Каждая дорога заинтересована в том, чтобы в сутки сдать как можно больше поездов и меньше принять. Это влияет на показатели оборота  вагонов. И диспетчеры на стыковых станциях порой искусственно препятствуют продвижению поездов на свою дорогу, – рассказал Алексей Щёлоков. – Мы усилили контроль над диспетчерским аппаратом и взаимодействие с соседними дорогами».

В борьбе с пробками помогают и конвенционные запреты ОАО «РЖД». Так, на станции Лобня скопился избыточный груз керосина для аэропорта Шереметьево. Его авиакомпании заказывают с запасом. Выгружать не успевают, и топливо стоит на путях неделями, а ведь груз опасный. «Раньше горючее заказывал аэропорт, а теперь – авиакомпании, – рассказал Александр Шинкарёв. – Трижды в месяц мы вынуждены были ограничить груз в адрес станции. Запрет позволил снизить число вагонов с 1000 до 600. Подготовили ещё одно конвенционное соглашение, и вскоре ситуация в Лобне нормализуется». Несколько сотен вагонов со строительным грузом с Украины скопилось на станции Аэропорт, вблизи Внукова, осложняя движение поездам киевского направления. Благодаря конвенции за неделю удалось «сбросить» 2 тыс. вагонов, а оставшиеся 800 уйдут с дороги в ближайшие дни.

Осложняет поездную обстановку и то, что Московская магистраль – пассажирская. Приоритет здесь отдаётся развитию пассажирского движения. «Это снижает пропускную способность для грузового движения на Мосузле практически наполовину. Сейчас на участке Кубинка – Смоленск, который является международным ходом, действующий нормативный график предусматривает 60 обгонов пассажирскими поездами грузовых. Общая суммарная продолжительность стоянок грузовых поездов в пути – более 20 часов. Похожая ситуация на других участках», – сообщил начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов.

По словам Алексея Щёлокова, грузовому поезду некуда деться, он идёт на БМО, а оно перегружено.

Малое кольцо МЖД, построенное в 1908 году, несколько лет назад столичные власти решили сделать пассажирским, чтобы избавить город от пробок. Поэтому грузовое движение постепенно выводится на Большое кольцо.

«Из десяти сортировочных станций, расположенных на пересечении Малого кольца с радиальными направлениями, работают только три: Люблино, Перово, Лосиноостровская. А дополнительную нагрузку получили Бекасово, Орехово, Рыбное, где нагрузка приблизилась к пиковым 80-м»,
– пояснил Павел Иванов.

Кардинальное решение проблемы специалисты видят в строительстве так называемого глубокого обхода Рыбное – Узуново – Ожерелье – Плеханово – Венёв – Сухиничи – Смоленск, которое предусмотрено генсхемой развития Мосузла. Обход станет альтернативным Малому кольцу, которое практически не в состоянии пропускать транзит.  Но это пока перспектива.

Сегодняшнее решение – направление грузопотока на широтные, тепловозные ходы Рыбное – Ожерелье – Плеханово – Смоленск. Сейчас по южному рокадному ходу идёт восемь пар грузовых поездов, но планируется увеличить их количество ещё на семь пар. Однако протаскивать по рокадному ходу поезда не так просто. Это неэлектрифицированный однопутный участок. Тепловозный парк старый, новые локомотивы не поступают, план профиля трудный, низкие участковые скорости.

По словам Александра Трофимова, начальника локомотивного эксплуатационного депо Узловая, к которому приписаны тепловозы, проблем на линии у эксплуатируемых ТЭ10М и ЧМЭ3 нет, а вот во время ремонта они возникают: запчасти в дефиците. Тепловозов, по его информации, достаточно, чтобы осваивать рокаду.

Локомотивщики предложили способ повышения производительности – отправлять магистральный тепловоз вместе с маневровым. «Первый стоит в голове состава, а второй в хвосте. 2ТЭ10М с 6 тыс. тонн хорошо идёт по прямому профилю, а на затяжном подъёме мощности ему не хватает, тогда подключается ЧМЭ3, подталкивает»,– рассказал Александр Трофимов.

В Центральной дирекции управления движением считают, что использование рокадных ходов правильная мера. Да и в целом усилия МЖД исправят ситуацию.

Светлана Казанцева

Cегодня в СМИ

Первые лица