Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Порты заперты

Транспорт | Среда | 15.08.2012 | 10:47
Поезда остановились на подходе к морю. На Юге и Дальнем Востоке страны
простаивают более сотни «брошенных» поездов.
Поезда остановились на подходе к морю. На Юге и Дальнем Востоке страны 
простаивают более сотни «брошенных» поездов. | Транспорт
Павел Горбатько
Вчера на Северо-Кавказской дороге в направлении портов Новороссийска и Туапсе стояло около 30 таких поездов. Причины разные. К примеру, два дня назад семь зерновозов в адрес Туапсе ждали очереди на выгрузку из-за того, что с 7 по 9 августа из-за неподвода флота в порту не было свободных ёмкостей на зерновом терминале. Учитывая, что суточная выгрузка зерна здесь составляет более 100 вагонов, то потери составили около 300.

Ситуация усложняется и тем, что в условиях летнего графика движения и приоритетного пропуска вагонопотока для строительства олимпийских объектов сегодня на туапсинском направлении есть сложности с продвижением поездов в адрес порта. Вместе с тем среднесуточная выгрузка в Туапсе сегодня более 600 вагонов.
– В понедельник выгрузили 640, во вторник запланировано 655, – говорит начальник станции Туапсе Сергей Окипний.

В Новороссийске наличие «брошенных» отчасти связано с июльским наводнением и непогодой. «В общей сложности продолжительность штормовых предупреждений, связанных с усилением ветра свыше 15 м/с и ЧС, в июле составила около шести суток, – говорит генеральный директор ОАО «Новороссийский морской торговый порт» Радо Антолович. – В это время транспортировка и обработка грузов шли в ограниченном режиме».

Железнодорожники в связи с ЧС в Крымске оперативно ввели конвенции на погрузку. Однако с 18 июля, когда ещё продолжались восстановительные работы и движение было ограничено, запреты на погрузку сняли. Этого требовала экономика: надо было снизить убытки грузоотправителей, не допустить остановки предприятий. В итоге с 18 по 31 июля в направлении станций Крымского и Новороссийского узлов погружалось по 1950 вагонов при выгрузке 1650. И разница между погрузкой и выгрузкой за две недели составила более 4 тыс. вагонов. Из-за удалённости станций погрузки вагонопоток подошёл к стыкам дороги в конце июля. В результате с 23 июля произошло накопление вагонопотока назначением на станции Крымского и Новороссийского узлов с 8,5 до 13 тыс. вагонов.

Ситуацию усугубило и то, что отставленные поезда резко снизили пропускную способность однопутных участков, а значит, невозможно было организовать ритмичный подвод экспорта под выгрузку. На дороге отмечают, что постепенно ситуация нормализуется. В целом, несмотря на все сложности, переработка экспортно-импортных грузов в портах выросла. Как сообщили в управлении СКЖД, переработано 39,1 млн тонн экспортно-импортных грузов. Это на 259 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Однако руководство компании требует стратегических решений. «После наводнения прошло уже немало времени, но работа на СКЖД не нормализовалась, – отметил в понедельник на оперативном совещании первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. – Выгрузка в портах недостаточна. Что такое сегодня для Новороссийска 1000–1100 вагонов в сутки? Не в полную силу работает и Туапсинский порт. Конечно, оперативными мерами дело будет поправлено, но в долгосрочной перспективе необходимо современное системное решение этой задачи».

Ситуация на Северо-Кавказской отразилась и на прилегающих к ней дорогах. По данным Центральной дирекции управления движением, на СКЖД не могут прибыть около 30 поездов с Приволжской и примерно 40 с Юго-Восточной. Одна из причин «закрытости» дороги – избыток местного груза, который возник из-за неудовлетворительной передачи, развоза, организации выгрузки. Этот избыток составляет около 6,5 тыс. вагонов.

Вчера на СКЖД работала комиссия во главе с вице-президентом ОАО «РЖД» по организации железнодорожных перевозок Анатолием Краснощёком.

Сложное положение и на Восточном полигоне. На Дальневосточной отставлено от движения 90 поездов, прежде всего с углем и нефтепродуктами. Причина – низкая выгрузка в морских терминалах.

Из почти 5,5 тыс. вагонов с экспортными грузами 24% предназначены для ЗАО «Дальтрансуголь», 21% – ОАО «Торговый порт Посьет», 7% – ОАО «Порт Восточный», по 4% – для ООО «Роснефть-Находканефтепродукт» и ЗАО «Востокбункер».
«Ежесуточно дорога содержит на 4 тыс. вагонов более установленного норматива наличия местного груза, при этом к обороту в среднем в сутки не выгружается 818 вагонов. На станциях назначения в ожидании выгрузки по вине клиентов ежесуточно простаивает более 1,5 тыс. вагонов», – сообщили в логистическом центре Дальневосточной дирекции управления движением.

Вчера ситуация с «брошенными» поездами стала поводом для проведения селекторного совещания межрегионального координационного совета. Озвученные на нём причины неудовлетворительной работы стивидоров в общем-то традиционные. Это отсутствие подхода флота из-за штормов, переполненность складских площадей терминалов, недостаточные фронты выгрузки, а также простои порожняка в ожидании оформления, что осложняет подачу-уборку вагонов. Между тем, говорит первый замначальника ДВЖД Алексей Гладилин, портовики, признавая свои проблемы, не спешат выходить с инициативой об ограничении погрузки в свой адрес.

Так, ОАО «Владивостокский морской торговый порт» выгружает часть контейнеров на 14-м причале, предназначенном для перевалки кокса. В связи с этим фронт выгрузки последнего ограничен. «При этом наличие на дороге подвижного состава с коксом - 154% от нормы. Погрузка сети превышает выгрузку на 8 вагонов в среднем в сутки, или 96 в абсолютном значении, с начала августа. И среднесуточно на станции назначения остаются невыгруженными 40 единиц подвижного состава», - сказал Алексей Гладилин.

Портовики, в свою очередь, говорят, что сами не против ограничений отправок грузов, хотя окончательное решение принимают их компании-акционеры. «В августе отгрузка в наш адрес снижена от запланированных прежде цифр на 20%. Уже суда на подходе, они будут вставать под обработку. Но нам необходимо время освободить место на складах, где скопился уголь из-за задержки флота, под вновь прибывающий груз», - говорит управляющий директор ОАО «Восточный порт» Анатолий Лазарев.

Заверения увеличить выгрузку дали и другие стивидоры.

Как отметил Алексей Гладилин, эксплуатационную ситуацию на дороге необходимо скорее стабилизировать, тем более что в начале сентября в столице Приморья пройдёт саммит АТЭС. В связи с этим будет увеличено курсирование аэроэкспрессов - до 17 пар электропоездов в день - для перевозок гостей между Владивостоком и Артёмом. Соответственно, вырастет нагрузка на железнодорожную инфраструктуру.
«В целом же в связи с прогнозируемым ростом перевозок на востоке страны нам нельзя работать порознь, соблюдая только свои интересы. Это касается в полной мере и железной дороги и партнёров», - заключил Алексей Гладилин.
Игнат Вьюгин

Cегодня в СМИ

Первые лица