Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Часть груза с БАМа и Транссиба отправят по Амуру

Транспорт | Вторник | 03.07.2012 | 19:25
En+ Group предлагает построить на притоках Амура ГЭС, которые позволят
поднять уровень воды в реке
En+ Group предлагает построить на притоках Амура ГЭС, которые позволят 
поднять уровень воды в реке | Транспорт
photoxpress.ru

По словам заместителя начальника департамента инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» Алексея Вяткина, на развитие инфраструктуры Дальневосточного полигона до 2020 года необходимо 900 млрд руб.

 

Компания En+ Group предложила своё решение проблемы пропускных способностей сети – возвращение летних (так называемых пиковых) объёмов грузов на реку Амур.

 

«В 1989 году объём грузоперевозок по реке Амур достигал 33 млн тонн, сегодня – только 4,5 млн тонн», – напомнил управляющий директор по энергетике En+ Group Александр Сергеев, выступая на международной конференции «Развитие железнодорожной инфраструктуры: финансово-правовые аспекты».

 

По его словам, приграничный Амур обладает огромным потенциалом, так как его течение совпадает с направлением основных грузопотоков – с запада на восток. «Река протекает по границе с Китаем и впадает в Охотское море. Соответственно, возможен грузопоток как в сторону Китая, так и в сторону Японии, Южной Кореи и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона», – отмечает господин Сергеев.

 

По его мнению, если сезонная перевозка сможет в ближайшие годы увеличиться на 20–22 млн тонн, то это «разгрузит «железку».

 

«Если мы посмотрим прогнозы по сезонной грузонапряжённости на ближайшие годы, то увидим, что в летний период ситуация бывает тяжелее, чем зимой. На реке навигация длится 5,5 месяца. Это как раз то время, когда возникают трудности в перевозках», – продолжает представитель En+ Group.

 

Но чтобы вернуться к советским показателям речных перевозок, нужно провести дноуглубительные работы на определённых участках Амура и его притоков, построить причальные стенки и обновить речной флот.

 

Со своей стороны, компания En+ Group готова построить гидростанции в бассейне Амура, в том числе на его притоке – реке Зее. Плотина позволит приподнять уровень воды. Таким образом, увеличатся гарантированные глубины.

 

«Объём встречных перевозок может достигнуть 10 млн тонн. Речь идёт о проекте «Космодром Восточный», для строительства которого нужны грузы (от 2 до 4 млн тонн), а также о горно-металлургических проектах в Амурской области», – рассказывает господин Сергеев.

 

Кроме того, продолжает он, ГЭС на притоках Амура может решить ещё одну большую проблему – недостаточную электрификацию железнодорожной инфраструктуры региона (как БАМа, так и Транссиба).

 

«На сегодняшний день фактически дальневосточная энергосистема работает изолированно от всей остальной России. К примеру, на связи с Китаем у Дальнего Востока есть линия 500 кВ с номинальной мощностью перетока 750 МВт, а на связи с соседней Сибирью есть всего ЛЭП 220 кВ и крошечный переток в 20 МВт.  Забайкальский край и Иркутская область при поддержке Республики Бурятия выдвинули проекты строительства ЛЭП 500 кВ вдоль БАМа и Транссиба. Это позволит использовать излишки мощностей, которые есть на Дальнем Востоке, для развития Восточной Сибири и тем самым снизить тариф на электроэнергию для дальневосточников», – прогнозирует Александр Сергеев, добавляя, что сегодня мощность дальневосточных электростанций – около  8 ГВт, а потребляется в регионе всего  4–4,5 ГВт.

 

«Если мы строим «пятисотку», то по крайней мере 2 ГВт из 4 ГВт лишних мы заберём в Сибирь», – пообещал докладчик.

 

Однако без источника генерации на длинных плечах, к примеру на участке от Читы до Благовещенска (2 тыс. км), линию в 500 кВ не построить. Таким источником, по словам господина Сергеева, может стать Транссибирская ГЭС на другом притоке Амура – реке Шилке.

 

По оценкам компании, предварительная стоимость проекта в период 2013–2015 годов может составить порядка 30 млрд руб. В En+ Group уточняют, что точная цифра появится после подготовки обоснования инвестиций,  на разработку которого уйдёт около 6 месяцев.

 

При этом часть стоимости плотины, в том числе строительство шлюзов, по мнению Александра Сергеева, могло бы  профинансировать государство, так как они будут находиться в общем доступе.

 

Начальник департамента экономической  конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Валерий Веремеев заявил, что пока к ним предложения от компании не поступали, а без конкретных деталей сложно судить об экономической привлекательности проекта.

 

Генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов полагает, что идея En+ Group имеет право на жизнь.

 

«Внешне идея выглядит привлекательно. Но надо всё внимательно просчитать и учесть нюансы. Ведь, к примеру, перегруз с одного вида транспорта на другой потребует дополнительных площадей. Кроме того, нужно понять, как это отразится на скорости доставки. Да и навигация на реке длится не круглый год», – говорит господин Бессонов.

 

По его мнению, в качестве сезонного варианта проект действительно может выстрелить. Однако говорить о том, что реализация предложений En+ Group может кардинально изменить ситуацию на железной дороге в регионе, пока рано.

Галия Шакирова

Cегодня в СМИ

Первые лица