Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Некуда сжижать

Транспорт | Понедельник | 12.12.2011 | 20:43
Экономика не успевает за темпами роста производства СУГ
Экономика не успевает за темпами роста производства СУГ | Транспорт
Gudok.ru
Экспорт сжиженных углеводородных газов по итогам 2011 года приблизится к 3 млн тонн. Из  них 2 млн тонн пойдёт по железной дороге. В ближайшие несколько лет эксперты ожидают роста поставок за рубеж в два раза. 

На конференции «Рынок СУГ и СПГ России: новые рубежи развития» директор по исследовательским проектам ИГ «Петромаркет» Александра Зубачёва рассказала, что общее производство сжиженных углеводородных газов (СУГ) в стране в 2011 году составит 11,89 млн тонн. Это на 15% больше, чем в 2010-м. Экспорт  вырастет на 8–10% по сравнению с показателем 2010 года (2,272 млн тонн), а внутреннее потребление (главным образом за счёт потребностей нефтехимической отрасли) – на 16%. 

К 2020 году будет экспортироваться 5–6 млн тонн СУГ в год. Основными потребителями останутся Турция, Финляндия и Польша, на границе с которой находятся 19 терминалов для перевалки, а также расположены удобные подъездные пути. 
Однако участники конференции отметили, что инфраструктура не успевает за ростом экспорта. 75% объёма СУГ перевозится по железной дороге, 23% – в автоцистернах, 2% идёт по трубопроводам. 

В экспортных перевозках доля железнодорожного транспорта также преобладает – около 80%. Остальное перевозится танкерами. Причём в основном с украинских морских терминалов (Одесса, Ильичёвск, Керчь). 

Российский порт в Темрюке может переваливать лишь незначительные объёмы. Так, по итогам 2010 года было отгружено всего 107 тыс. тонн. Возможности порта ограничивают, во-первых, небольшие глубины акватории (суда водоизмещением не более 2 тыс. тонн). А во-вторых, терминал расположен в глубине причальной зоны. «Этот кусочек купил «Мечел» и заполнил всё своими объёмами. Подходная ветка здесь однопутная, и массовый груз «Мечела» не даёт разъехаться другим грузам», – говорит директор департамента логистики компании «Морстройтехнологии» Софья Каткова.

Из других российских терминалов госпожа Каткова отметила объект «Таманьнефтегаза» (мощность 1 млн тонн), который построен, но не эксплуатируется, и терминал «дочки» «СИБУРа» – «СИБУР Портэнерго» в порту Усть-Луга ( мощность – 1–1,5 млн тонн), который должен быть запущен в 2013 году. Проект строительства Туапсинского экспортного терминала был остановлен на уровне межевания. 

По словам аналитика, мощность всех морских терминалов России, Украины и латвийской Риги в перевалке СУГ составляет 4,3 млн тонн. Однако в реальности возможности терминалов, у которых нет резервуарного парка, значительно меньше, примерно на 10%. Это связано в том числе с большими инфраструктурными ограничениями железной дороги, которая везёт на экспорт уголь и другие массовые грузы.

По мнению госпожи Катковой, при сохранении такой ситуации СУГ будет просто некуда уйти. 

«Экспорт растёт кратно. Мы ещё не говорим про Казахстан, у которого экспорт СУГ за 10 лет вырос в 60 раз. А инфраструктура совершенно не отвечает потребностям. У нас три крупных производителя. Но по большому счёту я не вижу никого, кроме «СИБУРа», кто бы развивал инфраструктурные проекты. Дай бог, чтобы возросшие объёмы ушли в нефтехимию», – говорит аналитик. 

«Инфраструктура больше приспособ-лена для работы с цистернами, так как это наиболее популярный вид подвижного состава для перевозки сжиженных углеводородных газов. При перевозках СУГ в танк-контейнерах мы сталкиваемся с отсутствием инфраструктуры для работы в местах слива и налива. Кроме того, не все станции имеют разрешение на работу с танк-контейнерами», – рассказала управляющий директор ООО «Спецтрансгарант» (Группа компаний Rail Garant) Мария Сурина. По её мнению, без скорейшей модернизации могут возникнуть сложности с вывозом СУГ.

Начальник отдела аналитических исследований ИГ «УНИВЕР Капитал» Дмитрий  Александров, в свою очередь, считает, что полностью разместить необходимые объёмы СУГ на внутреннем рынке сразу не удастся. Это потребует слишком больших разовых изменений в инфраструктуре всей экономики. При этом господин Александров уверен, что в обеспечении роста экспорта нет существенных проблем, главное – парк специализированного подвижного состава. «В принципе СУГ за границей интересны, та же Польша берёт их охотно, особенно с белорусских предприятий. Безусловно, что и внутри страны СУГ будут потребляться во всё больших объёмах, если не будет торможения планов компаний по развитию полимерных производств, а это определяется и государственными планами, в том числе в сфере пошлин на экспорт СУГ и на ввоз оборудования, и внешней макроэкономической ситуацией. Учитывая положительные импортные нетбэки (чистый доход  за вычетом транспортных и экспортных затрат) российского рынка по полимерам, резервы для сбыта внутри страны есть», – говорит аналитик.

Галия Шакирова

Cегодня в СМИ

Первые лица