Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Метрополитен получит землю за копейки

Транспорт | Пятница | 08.07.2011 | 18:10
Минэкономразвития установило льготные арендные ставки на земли под линиями
метро
Минэкономразвития установило льготные арендные ставки на земли под линиями 
метро | Транспорт
kolesa.ru
Теперь метрополитен будет платить за аренду участков, находящихся в федеральной собственности, всего 0,01% от их кадастровой стоимости.

Приказ Минэкономразвития о льготах для метро уже прошел регистрацию в Минюсте. Он вступит в силу в середине июля.

Постановление правительства о принципах определения арендной платы за государственные земли появилось еще в 2009 году. Все это время метрополитен находился в «подвешенном» состоянии. Согласно этому документу, арендные ставки за земли под линиями метро могли доходить до 1,5 – 2% от кадастровой стоимости. Последнее слово оставалось за Минэкономразвития, которое должно было установить для метро отдельные ставки. Ведомство решило, что как стратегический вид транспорта подземка имеет право на льготы.

«Метрополитен – особый вид общественного транспорта, позволяющий перевозить многомиллионное количество пассажиров в день, так, доля метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий пассажирского транспорта Москвы составляет 56%», - пояснили в Минэкономразвития.

В ведомстве напомнили, что метрополитен – экологичный вид транспорта, работающий на электрической тяге. К тому же, широкие вестибюли подземки в случае ЧП могут служить убежищем для населения. По утверждению чиновников, строительство метро требует значительных финансовых затрат и бывает экономически оправдано только в крупных городах.

«Например, в Москве средняя стоимость строительства 1 километра метрополитена составляет приблизительно 2,2 млрд. руб. При этом, стоимость строительства метрополитена закладывается в конечную стоимость проезда для граждан», - подчеркнули в Минэкономразвития.

Принимая во внимание все эти факторы, федеральные чиновники решили пойти по стопам московского правительства, которое уже давно установило арендную ставку для столичной подземки на уровне 0,01% (в Петербурге для местного метро – 0,014%).

Руководитель отдела исследований пассажирского транспорта Евгений Алексеев считает, что решение чиновников о льготной арендной ставке для метрополитена вполне обоснованно. «Это снизит расходы метрополитена, а значит, не даст ему существенно повысить тарифы, - пояснил он «Гудку». – Если метрополитен начнет вкладывать стоимость аренды в цену билета, государству придется увеличивать размер субсидий, чтобы все жители города могли позволить себе этот вид транспорта. Получается, что чиновникам выгоднее снизить нагрузку на метрополитен сейчас, чтобы потом не тратить на него лишние деньги».

Как рассказал «Гудку» заместитель департамента управления имуществом ОАО «РЖД» Леонид Шимановский, компания тоже получает существенные льготы по арендным ставкам. За аренду федеральных земель РЖД платит порядка 80 млн руб. за 1 млн га. Стоит отметить, что подавляющее большинство земель под железнодорожной инфраструктурой – федеральные.

Минэкономразвития еще в 2006 году специально для ОАО «РЖД» разработала льготные ставки арендной платы. «Они складываются из базовых ставок за 1 га в год и индекса инфляции, - отметил Леонид Шимановский. – Эти ставки не зависят от кадастровой стоимости земель, но если посчитать, то получатся тоже сотые процента».

Как ранее сообщал «Гудок», Минэкономразвития также предлагает лишить региональные и муниципальные власти права устанавливать арендную плату за землю под инфраструктурными объектами.

Ведомство разработало поправки в ст. 65 Земельного кодекса, позволяющие федеральному правительству устанавливать арендные ставки на региональные и муниципальные земельные участки под инфраструктурными объектами. Речь идёт об инфраструктуре железнодорожного транспорта «общего и необщего пользования», линиях метрополитена, автодорогах, аэродромах, вертодромах, инфраструктуре морских и речных портов, перегрузочных комплексах (терминалах), гидротехнических сооружениях и т.д.

Пока правительство устанавливает плату только за пользование федеральными землями. Ставки по участкам, находящимся в ведении регионов и муниципалитетов, определяют соответствующие власти.

«В результате складывается ситуация, при которой арендная плата за пользование земельными участками, на которых располагаются объекты, представляющие собой фактически единый имущественный комплекс, различается в десятки и сотни раз, – пояснили в Минэкономразвития. – Отсутствие единообразного подхода влечёт необоснованные расходы землепользователей, не позволяет осуществлять долгосрочное финансовое планирование, приводит к существенным издержкам, связанным с администрированием арендных платежей».

Между тем ОАО «РЖД» ещё в мае 2009 года направляло в Минэкономразвития предложения об аналогичных изменениях законодательства.
Маргарита Верховская

Cегодня в СМИ

Первые лица