Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Месторождения всё чаще привязывают к доставке

Транспорт | Вторник | 05.07.2011 | 15:15
Рентабельность добычи напрямую зависит от способов её доставки потребителю
Рентабельность добычи напрямую зависит от способов её доставки потребителю | Транспорт
www.gudok.ru
В обозримом будущем на угольном рынке может появиться новая структура, включающая как добывающие, так и транспортные активы.

Компания Gunvor, подконтрольная бизнесмену Геннадию Тимченко, проявляет заметный интерес к крупным угольным активам. Участники рынка активно обсуждают покупку ООО «Колмар» и вероятность приобретения холдингом компании «ХК «СДС-Уголь», которая может стать основой для развития совершенно нового сегмента бизнеса.

В апреле 2011-го Gunvor купил ООО «Колмар», владеющее угольными активами в Якутии с общими запасами 400 млн тонн коксующегося угля. Чуть ранее трейдер приобрёл пакет акций (74%) в южноафриканском производителе антрацитового угля Leeuw Mining and Exploration, который стал первой «угольной» покупкой компании.

Однако участники рынка пристально следят за развитием ситуации вокруг другой компании – «ХК «СДС-Уголь» в Кемерове. Компания активно развивает экспортные поставки, вывезя в прошлом году около 60% добытого угля. География  весьма обширна: Словакия, Болгария, Турция, Казахстан, Италия, Польша, Китай. Кроме того, компании принадлежит железнодорожный оператор «Новотранс». 
Слухи о том, что структура господина Тимченко интересуется покупкой данного актива, возникали неоднократно. На прошлой неделе появилась информация, что сделка может быть закрыта в течение 2–3 месяцев. 

Впрочем, пресс-секретарь Gunvor Антон Куревин заявил «Гудку», что никаких договорённостей не было. «Ни целый холдинг, ни какие-то отдельные подразделения мы не приобретали», – подчеркнул представитель нефтяного трейдера.

Тем не менее эксперты уверены, что заинтересованность в этом активе у господина Тимченко есть.
«Для начала стоит вспомнить об интересе Gunvor к 75% ОАО «Первая грузовая компания» и крупнейшего в России порта по перевалке угля – Мурманского морского торгового порта. Это важный момент, который во многом объясняет и проясняет вопрос с покупкой ОАО «ХК «СДС-Уголь» и ООО «Колмар». Если все эти сделки состоятся, предприятия смогут начать беспрепятственную синхронизированную работу, снизив, таким образом, издержки при транспортировке сырья и цену», – говорит аналитик LoginFX Алексей Жуков. 

Сергей Воскресенский из «Инжиниринговой компании «2К» в свою очередь добавляет, что Gunvor вполне способен выстроить эффективную логистическую цепочку, которая будет использовать как железнодорожный, так и морской транспорт. При этом не исключено, что трейдер будет самостоятельно управлять ключевыми транспортными активами, что повысит рентабельность всего бизнеса компании в целом.

Что же касается изменения логистики угля, то, по мнению Алексея Жукова, она будет строиться следующим образом: уголь, добытый в Якутии, в ООО «Колмар», пойдёт на Восток (в Японию, Индию, Китай) морем, а от кемеровского ОАО «ХК «СДС-Уголь» – в Европу, при посредничестве Мурманского морского порта.
«Поставки через Мурманский порт весьма перспективны ввиду постепенного отказа Германии от использования АЭС. Не исключено, что в будущем Gunvor выведет «СДС-Уголь» на немецкий рынок именно через него», – соглашается господин Воскресенский.
Однако, по его мнению, наиболее оптимальный вариант транспортировки – железнодорожный транспорт. «Учитывая перспективы более тесного сотрудничества с ПГК, за счёт сделки с Gunvor, «СДС-Уголь» сможет оптимизировать свои расходы на логистику», – отмечает эксперт. 

Аналитик Финансовой группы БКС Максим Лобада считает, что логистическая инфраструктура компании будет выстраиваться в зависимости и от внутренних российских потребностей, и от того, какому сегменту угледобычи отдаст предпочтение Gunvor – добыче коксующегося или энергетического угля. 
«Энергетический уголь в основном идёт на электростанции, которые широко разбросаны по России, и логистическая цепочка будет построена от добычи и обогащения к потребителям. Если же речь пойдёт о коксующемся угле, то основные потребители – металлурги. Крупнейших заводов не так много, и основные площадки (неинтегрированные металлурги, необеспеченные собственным коксом) известны. В качестве примера можно привести Новолипецкий металлургический комбинат. Коксовый актив НЛМК «Алтай-кокс» в основном потребляет уголь из Кузбасского угольного бассейна и производит около 10% всего российского кокса. Соответственно, они и будут являться конечной точкой сбыта кокса и концентратов коксующихся углей», – рассуждает аналитик.

В любом случае, по прогнозам господина Лобады, говорить о каких-либо кардинальных изменениях как в основных маршрутах, так и в способах транспортировки угля не приходится. Основные маршруты вполне способны пропускать необходимые объёмы грузов даже при выходе угольных активов на полную мощность – главный вопрос будет в договорённостях с РЖД касательно долгосрочных контрактов на перевозки.
Галия Шакирова

Cегодня в СМИ

Первые лица