Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Метро достроят бизнесмены

Транспорт | Среда | 15.06.2011 | 16:20
Государство хочет отдать метрополитен на откуп частникам
Государство хочет отдать метрополитен на откуп частникам | Транспорт
fotki.yandex.ru
Министерство транспорта подготовило проект закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта». Документ разрешает частным структурам взять на себя управление подземкой. 

Новый документ, который депутаты Госдумы намерены рассмотреть в самое ближайшее время, предполагает, что предоставлять транспортные услуги под землей сможет любая организация, располагающая необходимой инфраструктурой, поездами и штатом работников. А по согласованию сторон, оплата проезда может быть потрачена на инвестиционные цели. 

Для того, чтобы частные компании могли выйти на этот рынок, им нужно будет получить от государства в управление инфраструктуру метрополитена. Сейчас метро вообще выпадает из законодательной базы. Оно не входит ни в законы о городском пассажирском транспорте, ни в базу железнодорожного транспорта, как это было в советское время. В законодательстве отсутствует даже само определение понятия «метрополитен», а параметры работы подземки определяет каждый город самостоятельно.

По данным российских СМИ, московские чиновники уже обсуждают возможность передачи инвесторам строительства станций метро, которые должны быть возведены в 2014-2015 годах. Первым проектом, построенным в России в рамках нового закона, Первым таким проектом может стать монорельсовая линия «Крокус», которая протянется от станции метро «Орехово» до торгово-развлекательного комплекса Vegas.

В дальнейшем в концессию могут сдать линию, которая соединит станции метро «Савеловская», «Динамо», «Полежаевская» и «Деловой центр» - так называемый третий контур метро.

Руководитель отдела исследований пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий Евгений Алексеев полагает, что строительство метрополитена в России не привлекательно для частных инвесторов, так как у них практически не будет возможностей впоследствии окупить свои затраты. К слову, строительство одного км московского метрополитена стоит около 20 – 30 млн евро. 

«За рубежом практикуется схема, когда метрополитен до начала строительства получает в собственность землю, потом частные инвесторы строят на ней транспортную линию, а в дальнейшем застраивают прилегающие к этой линии территории и получают доход либо от продажи недвижимости, либо от сдачи ее в аренду, - сказал он «Гудку». – На таких условиях участие в строительстве метрополитена было бы интересным. Но в нашей стране такая практика не разрешена. Поэтому частные инвестиции в строительстве метро, если они вообще появятся, будут носить локальный характер».

По словам эксперта, пока есть только один опыт в этой области. Станция метро «Мякинино» в Москве, а точнее, ее вестибюль, построен за счет девелоперской компании «Крокус». Дело в том, что сама станция находится на территории выставочного центра «Крокус-Экспо», и за счет открытия станции метрополитена коммерческая структура добилась притока клиентов в «Крокус-Экспо». 
«Таким образом, частные инвесторы будут подключаться к строительству метрополитена там, где это будет совпадать с их интересами, но по большей части тот же третий пересадочный контур метро будет все-таки строиться за счет бюджета – городского и, возможно, федерального», - убежден Евгений Алексеев.

Ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что метро вряд ли отдадут в частные руки. «Это все-таки часть транспортной системы, имеющая отношение к национальной безопасности страны, - пояснил он «Гудку». – К тому же, метрополитен имеет социальную функцию. В тех городах, где он есть, это лучшая и самая дешевая возможность попасть из одной точки населенного пункта в другую».

По словам эксперта, лучшим способом отбить расходы на строительство подземной линии для частных инвесторов было бы повышение стоимости проезда. «Как это будет соотноситься с государственными тарифами, непонятно, - отметил Дмитрий Баранов. – Не будет же цена билета по всему метрополитену одной, а для тех, кто пользуется станциями третьего пересадочного контура, другой?».
На сегодняшний день метрополитен действует в семи городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани. Общая протяженность линий составляет около 475 км, пассажиропоток — более 3,3 млрд. пассажиров в год.

Самые масштабные инвестиции будут направлены на развитие московского метрополитена. Как писал «Гудок», в начале июня столичный мэр Сергей Собянин заявил, что власти Москвы готовы тратить в год на строительство метро до 150 млрд. руб. и к 2015 году планируют построить 75 км новых путей метрополитена. «Это, конечно, очень напряжённый план, но другого варианта решения проблем перемещения пассажиров у нас нет – для мегаполисов никто ничего лучше метро не придумал», – отметил мэр.

Объём финансирования такого большого проекта запланирован соответствующий – в этом году на все работы закладывается около 56 млрд. руб., на будущий год запланировано примерно 80–90 млрд. «В пик строительства будем доходить до 150 млрд. руб. в год», – сообщил Сергей Собянин.
Маргарита Верховская

Cегодня в СМИ

Первые лица