Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Бензиновый кризис может оставить без колес

Транспорт | Понедельник | 16.05.2011 | 16:23
Цены на топливо не собираются останавливаться
Цены на топливо не собираются останавливаться | Транспорт
fotki.yandex.ru
По состоянию на начало мая текущего года биржевые цены на бензин в России оказались выше его стоимости в розничной продаже. Как пишет «Коммерсант», по мнению некоторых экспертов, такая разница может свидетельствовать о ближайшем потенциальном росте розничных цен на топливо. Отмечается также, что, несмотря на повышение экспортной пошлины, на рынке по-прежнему сохраняется дефицит бензина.
 
Согласно данным ИАЦ «Кортес», в период с 22 апреля по 6 мая оптовые цены на топливо выросли примерно на шесть процентов, в то время как биржевые — на десять процентов. Как уточняет Росстат, с 25 апреля по 3 мая розничная стоимость бензина Аи-80, Аи-92 и Аи-95 увеличилась на 2,43, 2,97 и 2,66 процента соответственно. Биржевые цены опередили розничные — на бирже за литр 92-го платят по 25 рублей, в то время как на заправочных станциях его продают в среднем по 24,3 рубля.

По мнению экспертов, опрошенных изданием, рост биржевых цен скорее всего связан с дефицитом бензина на внутреннем рынке. Как заявила руководитель Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, повышенная экспортная пошлина будет сохранена и в грядущем июне. Кроме того, ведомство планирует подготовить предложение по возвращению на рынок топлива стандарта «Евро-2», запрещенного с 1 января 2011 года. Предполагается, что появление такого бензина вновь позволит нефтеперерабатывающим компаниям увеличить объем выпускаемого топлива и предотвратить в дальнейшем дефицит горючего.

Еще 23 апреля с дефицитом бензина и ростом цен на топлива столкнулись алтайские водители, а затем проблемы начались в Томске, Новосибирске, Иркутске, республике Тува, Мурманске, Санкт-Петербурге, на Сахалине, в Ярославле, Курске, Краснодаре. На независимых заправках его вообще не было, а на АЗС крупных нефтекомпаний клиентов либо заправляли по карточкам, либо отпускали не более 20 литров. Затем ситуация с дефицитом стала распространяться по всей России.

Как сообщал «Гудок», в майские праздники автомобилисты Москвы столкнулись с нехваткой 95-го бензина на нескольких АЗС Как сообщал «Гудок», в праздничные дни автомобилисты Москвы столкнулись с нехваткой 95-го бензина на нескольких АЗС. Без горючего остались водители, пытавшиеся заправиться на заправке «Татнефти» Симферопольском шоссе.

Аналогичная ситуация сложилась и на шоссе Москва – Рига. Там, где 95-м все-таки заправляли, он стоил уже намного дороже, чем на минувшей неделе. По словам водителей, на АЗС «ТНК» топливо превышало свою обычную стоимость и продавалось в размере 29 рублей за литр, а на АЗС «ЛУКОЙЛа» -  около 27 рублей.

Как сообщало Агентство нефтяной информации, 95-й бензин отсутствовал 2 мая на двух АЗС НК «Роснефть», расположенных на трассе М9. Как предполагает агентство, дефицит вскоре может распространиться и на 92-ой бензин, который будет использоваться как альтернатива. Как считают эксперты, для насыщения рынка стоило бы не запрещать экспорт, а стимулировать рост выработки бензинов.

Пропажа вообще какого-либо топлива в столице стала для экспертов рынка полной неожиданностью. «У Москвы есть собственный крупный НПЗ, способный обеспечивать потребности региона, — напоминает глава департамента аналитических исследований ИК «Универ» Дмитрий Александров. — Причем об остановке на ремонт на Московском НПЗ не сообщалось».. Без горючего остались водители, пытавшиеся заправиться на заправке «Татнефти» Симферопольском шоссе.

Аналогичная ситуация сложилась и на шоссе Москва – Рига. Там, где 95-м все-таки заправляли, он стоил уже намного дороже, чем на минувшей неделе. По словам водителей, на АЗС «ТНК» топливо превышало свою обычную стоимость и продавалось в размере 29 рублей за литр, а на АЗС «ЛУКОЙЛа» -  около 27 рублей.

Как сообщает Агентство нефтяной информации, 95-й бензин отсутствовал 2 мая на двух АЗС НК «Роснефть», расположенных на трассе М9. Как предполагает агентство, дефицит вскоре может распространиться и на 92-ой бензин, который будет использоваться как альтернатива. Как считают эксперты, для насыщения рынка стоило бы не запрещать экспорт, а стимулировать рост выработки бензинов.

Пропажа вообще какого-либо топлива в столице стала для экспертов рынка полной неожиданностью. «У Москвы есть собственный крупный НПЗ, способный обеспечивать потребности региона, — напоминает глава департамента аналитических исследований ИК «Универ» Дмитрий Александров. — Причем об остановке на ремонт на Московском НПЗ не сообщалось».
Признаки надвигающегося топливного кризиса отмечали столичные эксперты. Позже глава южно-осетинской нефтебазы Алан Джиоев сообщил о том, что республика столкнулась с катастрофическим дефицитом бензина.

Спрос, значительно превышающий предложение, привел к росту цен в оптовом и мелкооптовом сегментах. Нефтяники, которые под страхом штрафных санкций ФАС не решались повышать розничные цены, несмотря на рост мировых нефтяных котировок, увеличили экспорт нефтепродуктов. Это и стало причиной кризиса на нефтепродуктовом рынке.

Эксперты назвали основной причиной привлекательность экспорта для нефтяных компаний, для которых вывозить нефтепродукты за границу стало выгоднее, чем продавать их внутри страны по более низким ценам. Острый дефицит топлива спровоцировал рост цен на него.

26 апреля Владимир Путин поручил всем компетентным ведомствам провести проверку и доложить о причинах возникшего дефицита топлива. ФАС заявила о намерении провести проверки крупнейших российских нефтяников на предмет сговора для создания монопольных цен на топливо. Совместно с Минэнерго Минсельхоз проконтролирует ситуацию с поставками ГСМ для сельхозтоваропроизводителей по льготным ценам.

29 апреля российский премьер подписал постановление о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанные из нефти. С 1 мая экспортная пошлина на бензин выросла на 44 % – до $408,3 за тонну, что составляет 90 % от ставки пошлины на нефть.
Михаил Прибыловский

Cегодня в СМИ

Первые лица