Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Частный погранпереход пойдёт с молотка

Транспорт | Воскресенье | 19.09.2010 | 20:46
ОАО «Золотое звено» признано несостоятельным
ОАО «Золотое звено» признано несостоятельным | Транспорт
photoxpress.ru
Первый железнодорожный погранпереход в России, принадлежащий частной компании, пойдёт с молотка.

Решением арбитражного суда Хабаровского края введено конкурсное производство в отношении ОАО «Золотое звено». Тем самым удовлетворён иск ОАО «РЖД» о признании банкротом компании, которой принадлежит 20-километровый железнодорожный участок от станции Махалино до российско-китайской границы, где расположен город Хуньчунь – крупный населённый пункт провинции Цзилинь.

Напомним, что погранпереход Махалино – Хуньчунь был создан на основании распоряжения Правительства РФ от 5 июля 1994 года для двустороннего грузового и пассажирского сообщения с расчётным грузооборотом до 3 млн тонн в год. Для организации перевозок по инициативе МПС было учреждено ОАО «Золотое звено». В собственность компании, помимо участка железной дороги, вошла пограничная станция Камышовая, а также несколько вагонов и тепловоз.

Большинство акций общества изначально было распространено через железнодорожников. Людям обещались хорошие дивиденды – прогнозы относительно прибыльности погранперехода давались самые оптимистичные. Немалые средства в его строительство вложила и Дальневосточная железная дорога.

Как рассказали в юридической службе ДВЖД, когда с 1993 по 1997 год строилась линия Махалино – Камышовая – Хуньчунь, дорога предоставила на эти цели заём в размере 90,7 млн руб. Позже между Дальневосточной магистралью и «Золотым звеном» был установлен график погашения заёмных средств. Однако компания смогла вернуть лишь 2,8 млн руб.

Являясь одним из крупнейших кредиторов, дорога подала иск о расторжении договоров целевого займа и взыскании с должника невыплаченной суммы. Исковые требования были удовлетворены, с ответчика в пользу РЖД должны быть взысканы денежные средства в размере 87,9 млн руб. Кроме того, на «Золотое звено» начислены пени в размере 26 млн.
В конце января 2010 года арбитражный суд Хабаровского края принял решение о банкротстве и открытии конкурсного производства в отношении «Золотого звена». Данное постановление сначала было обжаловано действующим гендиректором предприятия Сергеем Криворучко и отменено апелляционной инстанцией, но позже арбитражный суд Дальневосточного федерального округа, изучив кассацию истца, отправил дело на повторное рассмотрение.
Процесс завершился летом.

С августа в отношении «Золотого звена» действует процедура конкурсного производства, которая вводится на шесть месяцев. За это время назначенный судом конкурсный управляющий должен сформировать реестр требований кредиторов, провести анализ финансового состояния должника, установить имеющееся у него имущество и реализовать его. Впрочем, у суда есть право продлить процедуру конкурсного производства.

Помимо РЖД, в числе определённых судом кредиторов значится Далькомбанк, а также две китайские фирмы: «Железнодорожная корпорация «Северо-Восточная Азия» и «Компания по развитию пограничного перехода Тумэньцзянь». Кроме того, в ходе рассмотрения иска о банкротстве с заявлением о включении в реестр кредиторов обратились и другие заёмщики. Размер их требований ещё больше – 130 млн руб.

Связаться с гендиректором «Золотого звена» Сергеем Криворучко не удалось. Известно, что на последнее заседание в арбитраже ни он, ни его представитель не явились. Ранее руководитель компании заявлял, что «вопрос о выплате долгов некорректен», поскольку предприятие никогда не отказывалось от своих обязательств. Однако рассчитаться с кредиторами не позволял тот факт, что погранпереход не мог нормально работать.

Первые перевозки по линии Махалино – Хуньчунь начались в 2000 году, однако скоро они прекратились и возобновились, по сути, лишь в конце 2003-го. Но и после этого грузопоток на данном направлении был крайне низкий: так, за первый квартал 2004 года было перевезено только 902 тонны.

В «Золотом звене» всегда говорили о трудностях в работе, возникающих не по вине компании. В частности, по словам Сергея Криворучко, при прохождении перехода Махалино – Хуньчунь грузоотправителю приходилось платить дважды: по международному тарифу и за пользование вагонами РЖД по ставкам Тарифного руководства № 2. В итоге, утверждал он, плата за провоз груза через Камышовую получалась значительно выше, чем за аналогичную перевозку через соседний погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ, что отрицательно сказывалось на конкурентоспособности нового сообщения.
«Мы забираем вагоны в Махалино и везём их в Китай по своим тарифам. Но пока вагон идёт в КНР, разгружается там и возвращается обратно, дорога нам начисляет деньги за подвижной состав. Если сравнить с Гродеково, то там плата за пользование вагонами уже включена в международный тариф. Значит, и в международный тариф до Махалино это тоже должно быть заложено. С какой стати тогда с нас брать за пользование? Здесь отсутствует принцип равнодоступности», – резюмировал Сергей Криворучко.

К примеру, говорил менеджер, стоимость провоза вагона удобрений (данные на 2004 год. – Ред.) из Пермской области до Гродеково составляла 101 тыс. руб., до Махалино – 173 тыс. руб.  

В свою очередь тогдашний заместитель начальника ДВЖД по реформированию Николай Дмитрук подчёркивал, что владелец инфраструктуры погранперехода сам установил слишком высокие тарифы на свои услуги и не занимается маркетингом. Это и послужило причиной столь низкого грузопотока.

В 2004 году движение на участке Махалино – Хуньчунь вовсе прекратилось из-за решения пограничников.
«Не были решены вопросы, связанные с обеспечением пункта пропуска связью, системой освещения, видеонаблюдения, установкой разгрузочно-погрузочных механизмов и другие. В итоге российско-китайская пограничная комиссия признала переход не соответствующим нормам», – рассказал начальник службы международных связей ДВЖД Игорь Мельников.

Попытки возобновить перевозки предпринимались позже, но ни к чему не привели. Как сообщили в Дальневосточном территориальном управлении Росжелдора, ещё в сентябре 2006 года во исполнение поручения главы Минтранса РФ Игоря Левитина был разработан план мероприятий по устранению выявленных замечаний в функционировании железнодорожного пункта пропуска. Однако руководство «Золотого звена» не определило источник финансирования этих работ.

В управлении ДВЖД неоднократно подчёркивали, что дорога заинтересована в возобновлении движения на участке Махалино – Хуньчунь, а также в перспективах развития этой железнодорожной линии.
«Китайская сторона проявляет большой интерес к этому погранпереходу для осуществления своих транзитных перевозок. В настоящее время действует сквозной мультимодальный сервис сообщением Сокчо – Ниигата – Зарубино – Хуньчунь. Пока что он используется главным образом для туристических поездок. Из порта Зарубино пассажиры и грузы следуют в Хуньчунь автотранспортом. Для увеличения грузовых перевозок на этом направлении как раз не хватает железнодорожной составляющей – на это плечо можно было бы привлечь контейнеры», – отмечает Игорь Мельников.

В администрации Приморского края также считают, что географическое расположение погранперехода даёт региону хорошие возможности в обслуживании транзита из Южной Кореи, Японии и Китая. В частности, говорит директор департамента промышленности и транспорта Приморья Игорь Хрущев, власти провинции Цзилинь информировали о потребностях в перевозках через территорию РФ не менее 5 млн тонн грузов ежегодно.
Кстати, в настоящее время ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский институт морского флота» разрабатывает для компании «Беркут» вариант строительства в бухте Троица у станции Сухановка терминалов для перегрузки контейнеров (мощностью до 1,5 млн единиц в год), угля (до 10 млн тонн), зерна (до 5 млн тонн) и пиломатериалов (до 350 тыс. куб. м в год), а также обслуживания пассажиров.

В любом случае, заключил Игорь Мельников, главным условием возобновления работы погранперехода является обустройство его инфраструктуры для нормального функционирования пограничной и таможенной службы.

Остаётся надеяться, что дальнейший опыт по привлечению частных инвестиций в работу железнодорожных пограничных переходов окажется успешнее.
Павел Усов

Cегодня в СМИ

Первые лица