Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Автошколы могут аккредитовываться

Транспорт | Среда | 11.08.2010 | 07:43
Правительство намерено проводить аккредитацию учреждений, готовящих водителей
Правительство намерено проводить аккредитацию учреждений, готовящих водителей | Транспорт
znaikak.ru

В августе прошлого года президент Дмитрий Медведев раскритиковал нынешнюю систему подготовки водителей: «Мы знаем, как права даются после таких школ: кругом взятки, экзамены сдаются формально». Возможно, новое распоряжение правительства и стало ответом на президентскую критику, хотя антикоррупционных механизмов в нем на самом деле нет.


10 августа в «Российской газете» было опубликовано Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1174-р о введении новых требований по аккредитации автошкол.


Теперь автошколы могут на добровольно основе проходить аккредитацию, а выдаваться она будет только тем учебным заведениям, которые оборудованы автодромами с автоматизированной системой и комплексами аудиовидеонаблюдения для приема практического экзамена. К примеру, до сих пор в Москве автоматизированный автодром в автошколе всего один - в районе Солнцево.


В документе предусматривается возможность объединения экзамена по правилам дорожного движения, проводимого в автошколах, с теоретическим экзаменом в ГИБДД, а также первого этапа практического экзамена по вождению на закрытой площадке или автодроме - с первым этапом практического экзамена на получение прав при условии их проведения на базе аккредитованных учебных организаций.


Представители автошкол в интервью СМИ заявляли ранее, что теперь придется поднимать плату за обучение, ведь оборудование автодрома стоит не менее 3 млн руб. (за такие деньги, например, его предлагает ивановская компания «Автоматизированные Автодромы Вариант»). Автодром - это, по сути, макет улицы со светофорами, местами для парковки и эстакадами. Как сообщает rokf.ru, «В прошлом году МВД уже пыталось сделать наличие автоматизированного автодрома обязательным условием для получения лицензии, но ФАС это решение отменила»,- вспоминает Екатерина Пронь, директор женской автошколы «Дебют».


Руководитель московского представительства Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев уверен, что нововведения приведут к ликвидации порядка 30% автошкол, так как они не смогут предоставить материальную базу, о которой заявлено в документе.


Однако не все эксперты настроены столь пессимистично. Эксперт Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Андрей Карлов сказал:


- Институт аккредитации учебных учреждений, занимающихся подготовкой водителей, до сих пор в России не применялся. Видимо, сейчас, после публикации распоряжения правительства, ответственные федеральные органы исполнительной власти МВД, минобрнауки, минтранса, минэкономразвития, минюста и ФАС сформируют комиссии, которые будут проводить аттестацию.


Карлов считает, что существующая система обучения и сертификации некорректна. Имеются существенные разногласия в подходах к обучению. Сейчас 800 автошкол из 5000 имеющихся в России используют программы, которые разработаны ВАО совместно с ГИБДД и другими заинтересованными ведомствами. Программы других школ значительно отличаются. Между тем новые повышенные требования к подготовке водителей требуют координации методик обучения, стандартизации форм подготовки и сертификации. ВОА приветствует все новации, которые отвечают интересам автомобилистов.


Заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Олег Лозинский подчеркивает, что владельцам автошкол не нужно воспринимать распоряжение правительства как руководство к действию: «Это распоряжение адресовано министерствам и ведомствам, которые будут заниматься разработкой нормативно-правовой базы». В правительственном документе написано: «Аккредитация (автошкол с автодромами) осуществляется на добровольной основе наряду с действующим механизмом регулирования деятельности учебных организаций». То есть у автошкол останется возможность пройти традиционную регистрацию в Минобразования и отвозить учеников на сдачу всех экзаменов в ГИБДД. Создавать монополию ДОСААФ и выживать мелкие автошколы, которые не могут себе позволить автоматизированный автодром, не планируется.


Правительственное распоряжение предполагает также, что тем, кто сдает экзамен на машине с автоматической коробкой передач, будут выдаваться специальные водительские удостоверения с ограничениями по типу трансмиссии, как делается, например, в США. Директор автошколы «Прорыв» Вячеслав Малахов предполагает, что права для «автоматчиков» будут пользоваться спросом: «Обучающиеся часто спрашивают, зачем им сдавать экзамен на «механике», если ездить они будут на «автомате». У многих к моменту начала обучения уже куплена соответствующая машина. Они с радостью согласились бы на права с ограничением по типу трансмиссии, лишь бы поскорее сесть за руль».


Кроме того, кандидаты в водители смогут сами выбирать подразделение ГИБДД для сдачи экзамена независимо от того, где они прописаны. На сайте ГИБДД будет публиковаться перечень экзаменационных подразделений со статистикой ДТП, совершенных по вине водителей со стажем вождения менее двух лет. Там будет уточняться, выпускники каких автошкол чаще всего попадают в неприятности на дорогах. Очевидно, информация о школах будет интереснее ученикам, в то время как статистика по экзаменационным подразделениям ГИБДД заинтересует скорее начальство в МВД, если кому-то придет в голову отчитать излишне лояльных экзаменаторов.


Выходит, волнения по поводу возможного повышения цен на обучение и сокращение рынка автообразования преждевременны. Школы и так выживают в жесткой конкуренции за внимание будущих водителей.

Елена КНЯЗЕВА

Cегодня в СМИ

Первые лица