Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Кодекс вопросов

Транспорт | Среда | 30.06.2010 | 11:38
Тонкости применения союзного таможенного законодательства придётся осваивать
долго
Тонкости применения союзного таможенного законодательства придётся осваивать 
долго | Транспорт
ИТАР-ТАСС
С 1 июля вступает в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Пока нормативная база ТС до конца не проработана, новые условия могут затруднить деятельность железнодорожников.

Главные изменения в деятельности ОАО «РЖД» будут связаны с переносом таможенных границ на внешний периметр Таможенного союза.

Как пояснил заместитель министра экономического развития Андрей Слепнев, при ввозе продукции в Россию через государства Союза будет использоваться один пакет документов, которые не нужно будет переоформлять на внутренних границах. Наряду с отменой таможенного досмотра на границах между тремя странами это позволит ускорить перевозки грузов как в транзитном, так и во внутреннем сообщении.

В ОАО «РЖД» утверждают, что эти преимущества касаются, скорее, участников внешнеторговой деятельности.

По словам начальника отдела организации и функционирования складов временного хранения (СВХ) и железнодорожных пограничных переходов Центра по таможенной деятельности ОАО «РЖД» Руслана Розанова, железные дороги России, Белоруссии и Казахстана оформляют перевозки между государствами – членами Таможенного союза по единым перевозочным документам – накладной СМГС. «Мы не видим реального упрощения организации работы с грузами, находящимися под таможенным контролем», – говорит Руслан Розанов.

«В технологическом процессе для нас ничего не поменяется, разве что таможни на внутренней границе Таможенного союза не будет», – согласен с ним начальник приграничной с Белоруссией станции Невель-2 Виктор Слободской. Он утверждает, что на станции железнодорожники будут осуществлять межгосударственную сдачу и приёмку вагонов и перевозимых грузов, а отсутствие таможенного досмотра может сократить процесс пропуска поезда максимум на 20 минут. «Наша работа проходила параллельно: сначала таможенники смотрят одну половину поезда, а мы – вторую. Затем мы менялись», – поясняет он.

Вместе с тем, как утверждают в ОАО «РЖД», изменение таможенного законодательства, если уполномоченные государственные органы не прислушаются к предложениям специалистов-железнодорожников, может создать ряд рисков увеличения административной и финансовой нагрузки на компанию.

Как пояснил Руслан Розанов, новый кодекс не решил ряда ранее существовавших проблем, отнеся их решение на внутреннее законодательст­во государств – членов Таможенного союза.
Так, ранее ОАО «РЖД» привозило импорт­ный груз на станцию назначения внутри России, и, если груз не размещался на СВХ грузополучателя, железнодорожники имели право потребовать открыть на контейнерной площадке или путях станции зону таможенного контроля для завершения операций по таможенному транзиту и последующего таможенного оформления груза. Таможенные органы не могли отказать железнодорожникам в этом праве (согласовывалось лишь место расположения зоны таможенного контроля). Сейчас же внутренним законодательством (проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации») вопросы открытия зон таможенного контроля отдаются на усмотрение таможенных органов. «Если принимается решение не открывать зону таможенного контроля на станции назначения груза, то железная дорога, полностью выполняя свои публичные обязанности, не сможет завершить доставку груза под таможенным контролем», – говорит Руслан Розанов.

Затрудняется также процесс выдачи груза, находящегося под таможенным контролем, грузополучателю. Раньще железнодорожники доставляли импортный груз в зону таможенного контроля станции назначения и контролировали завершение процедуры таможенного транзита, на этом их зона ответственности за груз перед таможенными органами фактически заканчивалась (оставалось лишь дождаться разрешения таможенного органа на выдачу груза грузополучателю). Теперь же «перевозчик совмест­но с заинтересованным лицом» обязан в течение трёх часов с момента завершения процедуры таможенного транзита разместить груз в зоне таможенного контроля либо поместить под иную таможенную процедуру. Если «заинтересованное лицо» по каким-то причинам отсутствует, то тем самым ОАО «РЖД» предлагается за свои средства поместить груз под иную таможенную процедуру либо на СВХ (в том числе СВХ сторонней организации), что не входит в публичные обязанности перевозчика. В настоящее время ОАО «РЖД» пытается урегулировать эти вопросы с государственными органами (Минтрансом России, ФТС России и Минэкономразвития).

Поскольку на все вопросы, которые компания задавала соответст­вующим органам относительно новых правил в рамках ТС, пока нет однозначных ответов, соответствующие процедуры будут отрабатываться на практике, предполагает заместитель руководителя Центра по таможенной деятельности ОАО «РЖД» Вячеслав Титов.

«Мы движемся вперёд высокими темпами, и риск сбоев, конечно, есть», – признал Андрей Слепнев.

В Федеральной таможенной службе «Гудку» сообщили, в свою очередь, что подготовили специальные разъяснения по спорным вопросам для своих территориальных подразделений, однако они будут опубликованы только после того, как решится вопрос с конфигурацией Таможенного союза (см. справку).

Опасения в связи с новыми таможенными правилами выражают и участники рынка железнодорожных перевозок.

Источник в ОАО «ТрансКонтейнер» считает, что новый документ создаст множество рисков для операторских компаний. «Главная проблема заключается в том, что период перерегистрации всех ранее выданных разрешений на перевозочную деятельность, отмену старых приказов и введение новой приказной базы может затянуться. В связи с чем многие просто не понимают, не могут спрогнозировать, как это будет работать», – говорит источник, отмечая, что компания направляла свои комментарии и замечания в Таможенный союз.

Представитель экспедиторского сообщества – управляющий партнёр ООО «МТЭК логистик» Дмитрий Быков – соглашается, что основная опасность лежит в подготовке и оформлении нормативно-правовой базы. «Сама идея Таможенного союза, безусловно, хорошая инициатива для перевозчиков и экспедиторов. Союз позволит увеличить грузооборот и восстановить некоторым компаниям утраченные в период кризиса позиции. Более того, в итоге правила игры должны стать более понятными и прозрачными, что ликвидирует целый пласт компаний, зарабатывающих деньги на каких-то пробелах в отношениях между странами», – полагает он.

Тем не менее понятно, что все спорные вопросы  в рамках Таможенного союза уже можно решать в суде. По словам Андрея Слепнева, в конце мая правительства стран  ЕврАзЭС (кроме России, Белоруссии и Казахстана, в него входят Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) подписали соглашение о статусе суда ЕврАзЭС. Он призван рассматривать межгосударственные таможенные споры в рамках Содружества. По его решениям будет нарабатываться практика, которая в дальнейшем позволит изменять законодательство, в том числе и в рамках трёхстороннего ТС.


Справка «Гудка»
Сфера действия нового Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) пока точно не определена. Документ ещё должен быть подписан президентом Белоруссии Александром Лукашенко (возможно, это произойдёт 5 июля в Астане на заседании высшего органа Таможенного союза (ТС) на уровне глав государств). Пока же со стороны Белоруссии кодекс начнёт действовать частично: президент этой страны одобрил проект межправительственного соглашения Белоруссии, Казах­стана и России об особенностях использования транспортных средств. Соглашение регулирует, в частности, и работу железнодорожного транспорта (с мнением эксперта об особенностях этого документа и проблемах, связанных с ним, можно ознакомиться на стр. 3 в материале «Всё меняется»).

Сергей Плетнёв, Яна Позолотчикова

Cегодня в СМИ

Первые лица