Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

В судостроении Россия потеряла 20 лет

Транспорт | Среда | 09.06.2010 | 19:49
Дмитрий Медведев определил приоритеты государства в модернизации стратегической
отрасли
Дмитрий Медведев определил приоритеты государства в модернизации стратегической 
отрасли | Транспорт
kremlin.ru
Выход отечественного судостроения из затяжного кризиса стал темой для заседания Совета Безопасности. Открывая заседание президент напомнил, что Россия была и всегда будет ведущей морской державой. «Наличие современного морского флота – это важнейший фактор развития страны. Флот, естественно, незаменим и в обеспечении военной безопасности, но не только военной. Вопросы продовольственной безопасности, энергетической безопасности – всё это сферы, в которых роль флота остаётся очень и очень значимой».

Вместе с тем президент констатировал, что в 90-е годы российское судостроение оказалось в кризисном состоянии. Гражданский флот и по стоимости, и по качеству работ стало выгоднее строить за рубежом. Многомиллионные контракты доставались иностранным верфям, а наши судостроительные площадки простаивали и консервировали производство.

«За последние 20 лет - и даже больше - не было никаких существенных инвестиций в эту область. Это в свою очередь обернулось и потерей денег, и опытных специалистов потеряли, и просто не занимались модернизацией. Интересы внутреннего рынка, расширение экспорта требуют активной технологической модернизации отрасли», - заявил глава государства.

Дмитрий Медведев объявил несколько приоритетных задач в рамках возвращения российского судостроения на ведущие позиции. «Во-первых, нужно завершить программу развития военного кораблестроения, где будет чётко определён перечень перспективных образцов, предусмотреть конкретные меры и сроки реализации программы. И соответственно предусмотреть объёмы финансирования в рамках Государственной программы вооружения на период с 2011 по 2020 год».

«Во-вторых, - продолжил президент, - нам нужно до конца этого года разработать долгосрочную комплексную программу развития судостроения. Эта программа должна учитывать всю совокупность факторов, которые влияют на развитие отрасли, включая и условия международной конкуренции. Необходимо утвердить перспективную линейку морской и речной техники, которая должна выпускаться в России. Мы должны понимать, что мы можем и чего не можем. И сформировать перечень востребованных судостроительной промышленностью современных – как принято говорить, прорывных технологий. Решить, что мы будем в любом случае обязательно производить, а что будем покупать за границей».

Дмитрий Медведев отметил, что прорыв в судостроении необходим стране в свете развернувшейся в последнее время «борьбе за полюс».

«И, в-третьих, в ходе стратегического планирования нужно определиться с мерами государственной поддержки отрасли. Особо хотел бы подчеркнуть, что эти меры поддержки должны подкрепляться ростом производительности труда на предприятиях, о чём мы всегда говорим с вами, и повышением эффективности использования активов, а также снижением издержек».

По мнению президента, руководители предприятий судостроительной отрасли должны кардинально снизить трудоемкость. «О какой конкуренции может идти речь, если трудоёмкость производства в нашем судостроении в несколько раз выше, чем за рубежом? Нельзя бесконечно ссылаться на то, что в 90-е годы мы почти всё потеряли, поэтому нам очень тяжело, поэтому у нас огромные издержки, и поэтому обязательно покупайте наше, – этот номер бесконечно проходить не сможет. Нужно добиться того, чтобы наши предприятия выигрывали и в стоимости продукции, и в сроках её изготовления», - потребовал глава государства. Он обратил внимание на необходимость использования современных технологий в судостроении. «Переход на 3D проектирование и моделирование строящихся - это не дань моде, а возможность избежать ошибок, это современное требование производства», - уверен президент.

Еще одно требование Дмитрия Медведева относилось к прозрачности финансирования отрасли. «Несогласованность и неэффективное использование бюджетных ресурсов, задержки с исполнением решений должны наказываться. Надо посмотреть, как проходят мероприятия по проведению конкурсов, заключению контрактов на поставку кораблей и судов для государственных нужд, также посмотреть на факты нецелевого использования бюджетных средств, которые выделялись».

По итогам заседания Совбеза президент поручил до 15 июля внести в Госдуму законопроект, направленный на развитие российского судоходства и судостроения. Документ предусматривает создание специализированных судостроительных зон, которые будут иметь специальные налоговые и таможенные режимы, что позволит выровнять условия хозяйствования с конкурентами в Китае, Корее.

Также стало известно, что глава государства подписал указ о расширении возможностей Объединенной судостроительной корпорации. Указом установлено, что корпорация теперь будет заниматься проведением внешнеторговых операций по экспорту-импорту судов, плавсредств, судового и другого оборудования, а также лизингом.
Иван Гребенников

Cегодня в СМИ

Первые лица