Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Минтрас предлагает играть по-честному

Транспорт | Среда | 17.03.2010 | 18:05
Оплачивать расходы на инфраструктуру должны не только РЖД, но и автомобильные перевозчики грузов
Оплачивать расходы на инфраструктуру должны не только РЖД, но и автомобильные перевозчики грузов | Транспорт
www.gudok.ru
На прошедшей вчера итоговой коллегии Минтранса особое внимание было уделено конкуренции между различными видами транспорта. Транспортное ведомство предложило автомобилистам платить за инфраструктуру по примеру железнодорожников.

Министерство транспорта разработало проект закона о введении платы за пользование автомобильными дорогами для большегрузных фур весом более 12 тонн. «Сейчас мы берём плату только с иностранных перевозчиков, которые ездят по российским дорогам, но Европейский союз настаивает на выравнивании условий конкуренции и на том, что этот сбор необходимо брать со всех перевозчиков, – заявил вчера министр транспорта Игорь Левитин.
Министр считает, что этот источник поможет строить и содержать автомобильные дороги, финансирование которых в период кризиса значительно уменьшилось.

Вице-премьер Сергей Иванов, принимавший участие в коллегии, поддержал инициативу. «У нас такая протяжённость дорог, что если мы будем взимать плату с перевозчиков, то тут же появятся деньги на их строительст­во», – заметил он.

Но финансирование строительства дорог – не единственный плюс предлагаемого Минтрансом новшества. Как полагают в ОАО «РЖД», оно может помочь создать более справедливые условия конкуренции между автомобильным и железнодорожным транспортом. Автомобильное плечо, при котором перевозка машинами становится эффективной, за последние несколько лет выросло с тысячи километров до пяти-шести тысяч. В Евросоюзе оно составляет только 500 км. 

Вместе с тем российские автоперевозчики находятся в заведомо выигрышном положении: они не несут расходы на пользование автодорогами и их строительство. Это за них делает государство: например, в ФЦП «Развитие транспортной инфраструктуры России до 2015 года» на эти цели заложено 3,2 трлн руб., ещё 0,4 трлн руб. должны добавить субъекты Федерации.

– Введение платы за дороги – это выравнивание экономических условий, но суммы должны быть адекватными, ведь железнодорожный транспорт не только содержит, но и строит новые железнодорожные линии из своего тарифа», – заявил «Гудку» старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус.
В каком объёме будет взиматься плата с автофур, в Минтрансе пока не уточняют.

Между тем с 2009 года плата для иностранных перевозчиков, въезжающих на территорию России, составляет 60 тыс. руб. в год. Но, как полагает руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института естественных монополий Владимир Савчук, если размер платы для российских автоперевозчиков будет таким же, это не решит проблемы ремонта и строительства автодорог.

Эксперт согласен, что РЖД и автоперевозчики должны быть поставлены в одинаковые условия. «Ситуация, когда один из перевозчиков платит за инфраструктуру, а другой  – нет, вносит неправильные ориентиры в экономику, – говорит Владимир Савчук. – Груз, вместо того чтобы идти наименее затратным путём, которым являются железные дороги, идёт более затратным, ведь при увеличении перевозок автомобилями приходится искать средства на строительство новых автодорог и решать экологические проблемы».

О конкуренции железных дорог с другими видами транспорта говорил на коллегии Минтранса и Сергей Иванов. Он заявил, что ожидал сильных изменений на рынке авиаперевозок после начала эксплуатации скоростного поезда «Сапсан». Однако ухода авиакомпаний с маршрута Москва – Санкт-Петербург не произошло. Несмотря на явный выигрыш железной дороги в скорости, авиаторы берут более низкой ценой, заметил вице-премьер. 

«Железная дорога не проигрывает конкуренцию другим видам транспорта там, где эта конкуренция обоснованна», – замечает Борис Лапидус. Загрузка «Сапсана» составляет около 90%, что выше, чем у авиакомпаний на авиалинии Москва – Санкт-Петербург, отмечает топ-менеджер РЖД. На этом маршруте пока запущено, по сути, только два новых поезда:  добавлены  четыре «Сапсана», но сняты с расписания ЭР200 и «Невский экспресс». «Когда добавим остальные поезда, то увидим рост пассажирооборота», – уверен Борис Лапидус.
Сергей Плетнёв

Cегодня в СМИ

Первые лица