Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Порт особого значения

Транспорт | Понедельник | 18.01.2010 | 13:25
В Советскую Гавань обещают прибыть крупные инвесторы
В Советскую Гавань обещают прибыть крупные инвесторы | Транспорт
РИА Новости
Частные компании намерены вложить в портовую особую экономическую зону (ПОЭЗ) в Советской Гавани вдесятеро больше, чем федеральный бюджет. Однако для этого необходимо развитие северного широтного хода ДВЖД.

ПОЭЗ должна появиться на восточном берегу залива Советская Гавань: от мыса Вячеслава до мыса Марии. Площадь зоны составит порядка 2,9 кв. км с возможностью последующего расширения до 4,5 кв. км. На этой территории будет введён особый режим предпринимательской деятельности, предусматривающий льготы по налоговым выплатам, таможенным пошлинам и прочие послабления.

Постановление о создание ПОЭЗ было подписано премьер-министром России Владимиром Путиным накануне Нового года. Из бюджета страны на эти цели с 2011 по 2013 год выделят 3,15 млрд руб. Из них 104 млн руб. – на геодезию и планировку территории, 20 млн руб. – на подготовку концепции развития зоны и

3 млрд руб. – на проектирование и строительство объектов. Правительство приняло к сведению и предложение администрации Хабаровского края и муниципалитета о выделении

593 млн руб. из местной казны, а главное, о привлечении в проект внебюджетных источников. По оценкам краевых чиновников, общий объём инвестиций будущих резидентов ПОЭЗ мог бы составить порядка 30 млрд руб. То есть почти в десять раз больше, чем перечисления федерального бюджета.

В качестве основного инвестора портовой зоны выступает компания Aricom (входит в горно-металлургический альянс «Петропавловск»), интересы которой представляет дочернее ЗАО «Совгаванский морской торговый порт». Она планирует построить в Совгавани терминал по перегрузке сыпучих грузов пропускной способностью до 7 млн тонн в год.

Кроме Aricom желание быть резидентами зоны изъявляли другие компании. Впрочем, отмечают в правительстве Хабаровского края, поскольку правительственного решения о ПОЭЗ пришлось ждать больше двух лет (Совгавань стала одним из трёх победителей конкурса на создание портовой особой экономической зоны ещё в июне 2008 года), число будущих участников проекта уменьшилось.

Так, ранее изучала возможность участия в организации производства в Совгавани сингапурская компания Yantai Raffles. Инвестор предполагал наладить здесь выпуск буровых платформ и специализированных судов для операторов шельфовых проектов. В Yantai Raffles рассчитывали на кооперацию с местными судостроителями. В итоге сингапурцы подписали соглашение с Дальневосточным центром судостроения и судоремонта о строительстве верфи в Приморье – на базе 30-го судоремонтного завода в закрытом административно-территориальном образовании Фокино.

По прогнозу, с появлением ПОЭЗ грузооборот Совгаванского порта вырастет до

25 млн тонн к 2025 году, а в более отдалённой перспективе и до 50 млн тонн. В то время как сегодня объём перевалки грузов через него не превышает и 1 млн тонн.

По словам начальника Дальневосточной магистрали Михаила Заиченко, создание ПОЭЗ потребует дальнейшего усиления железнодорожной инфраструктуры, а значит, особое значение приобретает реконструкция участка дороги Комсомольск-на-Амуре – Совгавань.

На направлении Комсомольск – Совгавань уже растёт грузопоток в адрес портов соседнего с Совгаванью Ванино.

«В 2009 году на участке было перевезено 12,5 млн тонн грузов, что на 4,6 млн тонн выше уровня 2008 года. Объёмы, заявленные предприятиями Ванинско-Совгаванского транспортного узла на 2010 год, ещё значительнее, для этого мы развиваем инфраструктуру», – говорит Михаил Заиченко.

Сегодня главный объект реконструкции линии Комсомольск – Совгавань – строящийся новый Кузнецовский тоннель и подходы к нему. Напомним, после завершения его транспортно-дренажной штольни в конце прошлого года с восточной стороны объекта началась проходка основного гнезда тоннеля диаметром 9,5 метра. Её выполняют бригады «Бамтоннельстроя», применяющие мощный тоннелепроходческий комплекс фирмы Lovat. К середине января пройдено более 210 метров. Вся протяжённость тоннеля – около 3,9 км.

«Технология такова, что сразу идут и проходка, и монтаж железобетонной обделки тоннеля. Чем привлекательна тоннельно-буровая машина – ведение тоннельных работ достаточно безопасно, весь персонал находится под защитой проходческого комп­лекса. После того, как Lovat выйдет с западного портала тоннеля, практически получим готовое сооружение. Останется забетонировать обратный свод, уложить путь, провести и подключить коммуникации, освещение», – рассказал заместитель главного инженера ООО «Тоннельный отряд № 12 – Бамтоннельстрой» Игорь Метлинский.

Помимо проходки основного тоннеля на подходах к западному порталу возводятся два железнодорожных моста, отсыпается насыпь притрассовой автомобильной дороги.

Кроме Кузнецовского тоннеля будут модернизированы и другие железнодорожные объекты. Специалисты ДВЖД, институтов Гипротранстэи, «Дальжелдорпроект», «Дальгипротранс» разработали меры по увеличению провозных и пропускных способностей северного широтного хода. Они легли в основу «Стратегической программы развития БАМа на перспективу до 2020 года». Её реализация позволит к 2015 году обеспечить рост объёма грузоперевозок до 45,5 млн тонн в год, к 2020-му – до 62 млн тонн.

Сейчас ОАО «РЖД» рассматривается вопрос корректировки стратегии. Общая сумма инвестиций на развитие Байкало-Амурской магистрали в ближайшие десять лет предварительно оценивается около 400 млрд руб.

«Совместно с правительством Хабаровского края планируется продолжить работу по включению «Стратегической программы развития БАМа» в федеральные целевые программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Развитие транспортной системы России до 2015 года» и определению механизма её финансирования», – сообщили в управлении ДВЖД.
Павел Усов, соб. корр. «Гудка» Хабаровск

Cегодня в СМИ

Первые лица