Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Пограничное состояние

Транспорт | Вторник | 29.09.2009 | 19:58
Участники рынка опасаются, что Таможенный кодекс может стать препятствием
в их работе
Участники рынка опасаются, что Таможенный кодекс может стать препятствием 
в их работе | Транспорт
Сергей Трунин
Страны – участницы Таможенного союза – Россия, Белоруссия и Казахстан – одобрили проект единого Таможенного кодекса. Об этом было заявлено после окончания заседания комиссии по созданию Таможенного союза, прошедшего в Алма-Ате. Однако документ, который должен будет вступить в силу с 1 июня 2010 года, вызывает у перевозчиков слишком много вопросов.

«Отдельные положения проекта документа возлагают на участников перевозочного процесса дополнительные расходы и ответственность, превышающую установленную Таможенным кодексом РФ», – говорит начальник отдела организации и функционирования складов временного хранения и железнодорожных пограничных переходов управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО «РЖД» Руслан Розанов. Он подчеркнул, что в компании понимают и поддерживают идею создания единого Таможенного союза, однако многие статьи нового кодекса требуют доработки и корректировки.

Замечания к проекту кодекса есть не только у ОАО «РЖД», но и у Минтранса, Минэкономразвития и Федеральной таможенной службы. «Это свидетельствует о необходимости более детальной проработки всех положений кодекса и последующего согласования в государствах – участниках Таможенного союза, – говорит Руслан Розанов. – Принятие же «сырого» кодекса может дискредитировать саму идею союза».

Первое и самое главное замечание к проекту – положение о реестре владельцев складов временного хранения, таможенных перевозчиков или уполномоченных экономических операторов. Чтобы попасть в реестр, компания в течение предшествующего года не должна привлекаться к административной ответственности за то или иное таможенное правонарушение. «В ходе своей деятельности во внешнеэкономической сфере крупная фирма, которая осуществляет огромные объёмы перевозок, однозначно будет привлекаться к ответственности, и не всегда справедливо», – поясняет Руслан Розанов. 

Он отмечает, что непонятно, почему при своевременной оплате штрафов и отсутствии текущей задолженности перед таможенными органами компания может лишиться права заниматься своей деятельностью. «Допустим, завели на нас дело, мы его обжаловали. Пока оно идёт по судам, что может длиться годами, нас не будут включать в реестр? А если мы это дело выиграем?» – рассуждает Руслан Розанов.

Директор по операциям холдинга STS/RLS Logistics Сергей Фалин также называет такое требование некорректным. «Это очень жёсткая мера, которая лишает крупные компании права участвовать в транспортном процессе союза», – считает он.

Возникают у железнодорожников и вопросы по поводу вводимого кодексом положения о таможенном перевозчике. Оно предусматривает дополнительную ответственность перед таможнями трёх государств. «Мы предлагаем разделить понятие о таможенном перевозчике на две части. Первая будет давать определение перевозчика внутри государства. Вторая – определение собственно таможенного перевозчика, который и будет нести ответственность перед таможенными органами тех стран, по которым он транспортирует груз», – говорит Руслан Розанов. ОАО «РЖД», по его мнению, не может быть таможенным перевозчиком и не должно нес­ти ответственность перед таможней другого государства.

Начальник планового отдела экспедиторской компании «Рейл Сервис» Павел Чермошенцев согласен с тем, что железная дорога не может выступать таможенным перевозчиком. «К примеру, ОАО «РЖД» не сможет отвечать за доставку груза на станцию в Казахстане», – говорит он, отмечая, что железнодорожники могут нести ответственность только за те перевозки, которые проходят по территории их страны. «Поэтому непонятно, каким образом можно будет создать таможенного перевозчика, – говорит Павел Чермошенцев. – Необходимо, чтобы у всех национальных перевозчиков была солидарная ответственность перед таможенными органами».

Есть вопросы и к самому процессу работы над кодексом. «Над ним трудится рабочая группа при комиссии по созданию Таможенного союза. Мы раз в месяц получаем отредактированный документ из Минтранса и вносим туда коррективы, прямого выхода на разработчиков у нас нет», – рассказал Руслан Розанов.

Представители российских операторских и логистических компаний затрудняются однозначно ответить, каким образом обсуждаемый Таможенный кодекс отразится на их деятельности. Основная причина всё та же – недоступность документа.

А вот в Белоруссии довольны процессом подготовки кодекса. Заместитель генерального директора государственного предприятия «БЕЛИНТЕРТРАНС – транспортно-логистический центр» (уполномочено заниматься таможенным оформлением грузов как представитель перевозчика) Игорь Ринг заявил, что его организация участвует в работе над проектом: «С нашим мнением считаются, и мы вносим свои предложения по разработке и пересмотру тех или иных вопросов». Окончательное решение должно всё равно оставаться за таможенными органами, считает г-н Ринг.

«Замечания к документу есть не только у ОАО «РЖД», но и у моряков, авто- и авиаперевозчиков. Мы согласовать документ в таком виде не можем», –  говорит директор департамента законопроектной деятельности Минтранса РФ Алексей Дружинин. Претензии ведомство направило в рабочую группу, состоящую из представителей ФТС, Минэкономразвития и Минтранса.

«Проект документа уже существует в целостном виде, и до 10 октября в странах – участницах  Таможенного союза пройдут процедуры его внутригосударственного согласования», – говорит руководитель пресс-службы Федеральной таможенной службы Дмитрий Котиков. 

В  МЭР рассказали, что готовность кодекса достаточно высокая, но небольшие доработки ему ещё требуются. «Нашему ведомству удалось снять все разногласия по документу», – говорит источник в министерстве.  
 
А вот в ОАО «РЖД» считают, что формирование единого таможенного законодательства на постсоветском пространстве займёт не один год. В компании ссылаются на зарубежный опыт. «В 1968 году начал функционировать Таможенный союз в Европе. Из сорока лет его существования двенадцать лет Европа потратила на унификацию пошлин и тарифов, снятие внутренних границ. Ещё двадцать лет убирали шероховатости. И только в 1993 году процесс формирования Европейского таможенного союза был в целом завершён», – пояснил Руслан Розанов. По его словам, сейчас в правовой системе ЕС таможенное законодательство является одной из наиболее разработанных областей.
Елена Попова, Александр Панченко, Илья Баскаков

Cегодня в СМИ

Первые лица