ЖД / 24.10.14 18:24

Проезд зайцем за 1500 рублей

Российское правительство повысит штрафы для безбилетников на железнодорожном транспорте до 1500 рублей. Законопроект может вступить в силу с 2015 года

Российское правительство повысит штрафы для безбилетников на железнодорожном транспорте до 1500 рублей. Законопроект может вступить в силу с 2015 года | Железные дороги
фото:Павел Горбатько/Gudok.ru

Замглавы комитета по экономической политике верхней палаты парламента Сергей Шатиров заявил, что российское правительство предлагает внести изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ и в Кодекс РФ об административных правонарушениях. 

Административное взыскание, согласно новому законопроекту, должно составлять 50-кратный размер данной суммы. Так, если минимальный тариф на проезд в пригородных электропоездах Москвы составляет 28 рублей, соответственно штраф за безбилетный проезд составит 1400 рублей. В Московской области тарифы на штраф будут ниже, и составят чуть более 800 рублей.

Сейчас в рамках действующего законодательства размер штрафа в пригородном поезде составляет всего 100 руб. и 200 руб. в дальнем сообщении. Однако такие суммы штрафов и низкий уровень контроля, вовсе не пугают безбилетников, отсюда много нарушителей и серьезные убытки перевозчиков.

Такие меры, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева помогут решать проблемы железной дороги и пригородного сообщения. Законопроект, по его словам, должен помочь бороться с безбилетниками. 

Напомним, что штраф нарушитель уплачивает только в том случае, если отказался купить билет у кассира-контролера. Если пассажир сумел избежать контролеров и все же доехал до нужной станции зайцем, остается дело за малым — либо купить билет на выход через турникеты в специальной кассе, либо миновать и этот пункт контроля обходными путями.

Сегодня количество пассажиров в вагонах электропоездов, как правило, не позволяет осуществлять проверку на наличие билетов — слишком много людей. С наступлением лета в вагонах становится не только тесно, но и душно. Не помогают пассажирам даже открытые окна, поэтому некоторые, блокируют входные двери вагонов ради драгоценных глотков свежего воздуха в пути. Многие пассажиры уверены — платить за проезд нет смысла, ведь условия пребывания в вагонах электропоездов порой нестерпимы, а карманные кражи и регулярные обмороки соседних пассажиров обостряют накалившуюся атмосферу.

Тем временем цена за проезд в тамбуре переполненной электрички фактически сравнялась с ценой спального места в плацкартном вагоне со всеми необходимым для комфорта условиями. Например, стоимость проезда в подмосковной электричке составляет более 2 руб. за 1 км. Несмотря на это, тысячи людей продолжают штурмовать электрички ежедневно, а доля зайцев доходит до 40%.

По словам специалистов, для многих пассажиров проезд на электричке из Подмосковья и обратно оказывается тяжелым бременем. Поэтому многие стараются максимально экономить и иногда разрешают себе избегать оплаты проезда.

Однако президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, не раз отмечал, что высокий процент безбилетников в российских электричках вовсе не связан с низким уровнем дохода населения — все дело в культуре общества.

Между тем, эксперты уверены, нужно подходить к решению проблемы комплексно. "Во-первых, нужно решить вопрос с контролем за безбилетный проезд, ведь сейчас ревизоров МПС нет! Во-вторых, тарифы на цены билетов значительно завышены. Сейчас билет на самолет иногда дешевле, чем на поезд", — отметил председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников Евгений Куликов.

Однако председатель Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что увеличение тарифов штрафов за проезд с 2015 года недопустимо без введения системы оплаты проезда в поездах. По его словам, штрафы должны быть только для тех, кто намеренно хочет ехать без билета.

"Ситуация сложная, ведь не на всех платформах есть кассы и турникеты, да и пассажир не всегда успевает купить билет. Необходимо дать возможность добросовестным гражданам покупать билет после посадки", — подчеркнул эксперт. Он так же предложил разработать систему, по которой пассажиры смогут покупать билет прямо в вагонах поезда.

Тем временем эксперты озадачены вопросом, как будет работать механизм по взиманию штрафов. По мнению юриста компании "Яковлев и Партнеры" Анны Андриасян, нововведение вызовет ряд трудностей в защите нарушенных прав перевозчика. 

"Мне лично, непонятен механизм взимания денежных средств с безбилетника", — добавил Евгений Куликов.

Тем временем Кирилл Янков считает, что все зависит от деталей исполнения законопроекта. Особое внимание, по его словам, необходимо уделить контролирующим оплату проезда сотрудникам, их подготовке и обучению.

"Контролеры — это люди, которые должны быть, во-первых, специально отобраны с участием психологов и стресоустойчивы. Нужно уделить внимание контролю", — заключил эксперт.

Вступит ли новый законопроект в силу с 2015 года, неизвестно, однако в Совете Федерации он уже получил одобрение и сейчас находится на рассмотрении Госдумы. В Совете Федерации полагают, что законопроект с учетом его актуальности может быть принят до конца текущего года.

Елена Гуманюк

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

От Мариинска до Тайшета От Мариинска до Тайшета
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →