Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Как и почему погибли люди в катастрофе под землей

Транспорт | Четверг | 17.07.2014 | 12:11
У следователей есть главная версия и первые подозреваемые в причастности к трагедии в московском метро
У следователей есть главная версия и первые подозреваемые в причастности к трагедии в московском метро | Транспорт
Глава МЧС Владимир Пучков в тоннеле станции метро "Парк победы" (фото: ИТАР-ТАСС)
Спустя три дня после крушения поезда в московском метро и гибели 23 человек следствие установило возможную причину и даже круг лиц, чьи действия или бездействие стали предпосылкой трагедии.

Восстановлена картина аварии

 
На данный момент уже можно в общих чертах восстановить сценарий катастрофы. В утренний час пик — в 8 часов 38 минут от платформы станции "Парк Победы" к станции "Славянский бульвар" поезд отправился на свой последний перегон. По направлению из центра поезд двигался уже не переполненным, однако пассажиров было достаточно много. 

Состав проехал в тоннель всего на 150 метров, однако уже успел набрать высокую скорость — около 70 км/ч. Применить экстренное торможение машинист просто не успел: стрелка находится всего метрах в 30-ти от разделительной опоры, по времени это — 2 секунды! 

На расстоянии в 150 метров от "Парка Победы" тоннель метро раздваивается: поезда уходят по Арбатско-Покровской ветке к "Славянскому Бульвару", а рядом проложен тоннель строящейся Солнцевской линии. Злополучный стрелочный перевод как раз установлен для разделения двух направлений. Стрелочный перевод в тоннеле возле "Парка Победы" в данный момент и не нужен — ведь боковой путь недействующий, он ведет в тупик. И там даже не уложены рельсы. 

Направление движения регулируется элементом, который называется остряк. Они устанавливаются по одному на каждом рельсе. Крепятся остряки к рельсу двумя способами: струбциной или закладкой, которая в свою очередь фиксируется замком через "ушки". 

На той самой стрелке на станции "Парк Победы" либо не было струбцины, либо закладка не была закреплена должным образом.
 
Стрелка направила разогнавшийся состав в бетонное ограждение, которое разделяет эти две галереи. Бетонная опора просто разрезала первый вагон. После удара она оказалась практически в середине вагона. Поезд продолжал двигаться по инерции, как бы обтекая железом бетон. Второй вагон налетел на первый, и силой инерции его переломило пополам, превратив в груду искореженного металла.

Основная версия и первые подозреваемые
 
В качестве основной версии следственные органы рассматривают неисправность стрелочного перевода на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар". Опираясь на предварительные результаты расследования, заместитель мэра Москвы Петр Бирюков на заседании правительства столицы 16 июля уточнил, что одной из возможных причин может быть нарушение технологии эксплуатационного режима стрелочного перевода. 
 
Эти работы прошли накануне аварии, в ночь на 14 июля. По предварительным выводам экспертов, "произошло взаимодействие остряка стрелочного перевода с колесной парой первого вагона состава, что послужило сходу состава 5-го маршрута и последующему опрокидыванию первых 3 вагонов". По правилам помощник дорожного мастера третьей дистанции Службы пути перед началом рабочего движения должен был проверить правильность установки стрелочного механизма. 
 
Как заявил руководитель управления по связям со СМИ Следственного комитета РФ Владимир Маркин, в ходе расследования причин трагедии в метрополитене задержаны двое подозреваемых в нарушении требований транспортной безопасности. "Это дорожный мастер службы пути ГУП "Московский метрополитен" Валерий Башкатов и помощник дорожного мастера пути Юрий Гордов", — сообщил Маркин. 
  
"В ближайшее время следствие планирует предъявить им обвинение и избрать меру пресечения, – уточнил Владимир Маркин. – Пока в числе подозреваемых, естественно, лишь те, кто имел непосредственное отношение к проведению работ, которые, по версии, стали причиной аварии. Но следствие ведь принимает решение только на основании полученных доказательств, а эти доказательства на сегодняшний момент подтверждают озвученную мной версию о причастности именно этих лиц". 
 
В Следственном комитете полагают, что работы были проведены ненадлежащим образом: в частности, уже установлено, что стрелочный механизм был зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, которая порвалась. По словам Маркина, именно это и повлекло схождение поезда с рельсов. Вместо того, чтобы направить поезд по одному из направлений, стрелка фактически стала препятствием на его пути. В результате первые три вагона состава сошли с рельсов.

На первом допросе один из задержанных сотрудник метрополитена признался, что накануне трагедии не проверил состояние стрелки после окончания ремонтно-строительных работ. Не исключено, что незакрепленная должным образом, стрелка изменила положение из-за сильной вибрации именно в тот момент, когда по ней проезжал первый вагон, и направила его в стену между рабочим и строящимся тоннелями. В пользу этой версии говорит и расположение вагонов состава в момент аварии. Но, чтобы стать официальной, версию должны подтвердить специалисты в ходе экспертизы.

Другие версии

В ходе предварительного расследования из перечня возможных причин крушения поезда следователи исключили скачок напряжения и террористический акт. Сейчас специалисты отрабатывают другие варианты.
 
Одна из версий предполагает, что поезд наехал на какое-то препятствие в тоннеле. Именно этим могло быть вызвано примененное экстренное торможение. Эксперты обнаружили множественные свежие сколы на бетоне между рельсами примерно в 50 метрах от места, где начался сход вагонов с рельсов в московском метрополитене.

Некие предметы, причем достаточно крупные, вероятно, оказались под днищем поезда во время движения и оставили заметные следы на бетоне. Возможно, это были детали подвески вагона, защита тягового двигателя или элементы крепления рельсов.

Насколько могли эти предметы спровоцировать крушение, будет установлено в ходе дальнейших экспертиз.

Раненые идут на поправку

Состояние пострадавших в результате крушения поезда в московском метро постепенно улучшается, к утру 17 июля из больниц были выписаны девять человек.
Руководитель департамента здравоохранения Москвы Георгий Голухов подтвердил, что в медицинских учреждениях остаются 129 пострадавших, которые были доставлены с места происшествия. Также под наблюдением врачей остаются несколько человек, обратившихся за помощью позже, самостоятельно.
Однако три человека остаются в крайне тяжелом состоянии. Также в тяжелом состоянии находятся 24 человека, семеро пострадавших по-прежнему подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких.

"Число пострадавших, находящихся в тяжелом состоянии, уменьшилось, несколько человек переведены из реанимации в обычные палаты", — отметил Голухов. Уменьшилось количество реанимационных больных: к утру 17 июля их число составило 29 человек, тогда как вечером 15 реаниматологи наблюдали за 42 пациентами. Состояние 60 пациентов оценивается как средней тяжести, 42 раненых находятся в удовлетворительном состоянии.


Утром 17 июля Департамент социальной защиты населения столицы начал прием документов для выплат компенсаций семьям погибших и пострадавшим в результате аварии.

По вопросу выплат следует обращаться в департамент социальной защиты с 8:00 до 17:00 с понедельника по четверг и с 8:00 до 15:45 в пятницу по адресу: Новая Басманная улица, дом 10, строение 1. Документы могут подать как пострадавшие (либо члены семей погибших), так и их доверенные лица. Со списком документов можно ознакомиться на сайте департамента, а также по телефонам (495) 623-20-07, 625-58-75, 623-20-15.

Семьи погибших получат от правительства Москвы по одному миллиону рублей, пассажирам, получившим тяжелые травмы, выделят из бюджета по 500 тысяч рублей, с травмами средней тяжести — по 250 тысяч рублей, с легкими травмами — 50 тысяч рублей.

Иван Гребенников

Cегодня в СМИ

Первые лица