Транспорт / 26.02.14 13:45

Сбои в московском метро разорят производителей вагонов

Столичная «подземка» заключила выгоднейшие контракты на поставку подвижных составов по принципу жизненного цикла

Столичная «подземка» заключила выгоднейшие контракты на поставку подвижных составов по принципу жизненного цикла | Транспорт
фото:Сергей Зоничев / Gudok.ru

Соглашение предполагает, что производитель будет обслуживать вагоны на протяжении всего гарантийного периода – около 30 лет. Если же, фирма-поставщик недобросовестно выполняет свои обязанности, то и всю материальную ответственность ей придётся взять на себя. В частности, в договоре предусмотрены штрафные санкции за задержку в движении поездов по техническим причинам. Один такой сбой обойдётся поставщику в 450 тыс. – 1,5 млн. рублей. Если же неполадки будут обнаруживаться систематически или по вине вагоностроителя произойдёт авария, с поставщика взыщут 181 млн. рублей. 

В московском метрополитене рассчитывают, что такие жёсткие условия контракта позволят производителям более ответственно подходить к своим обязанностям, а также при необходимости помогут компенсировать подземке те убытки, которые она терпит, когда поездам приходится внепланово стоять в тоннелях. 

При этом, на таких условиях, столичному метро удалось достаточно легко найти поставщиков подвижных составов. Какая именно фирма взяла на себя это бремя не сообщается, однако известно, что пилотный проект контракта жизненного цикла с января этого года работает в депо «Новогиреево». Сюда было закуплено 248 вагонов, которые 30 лет будут курсировать по Калининско-Солнцевской линии. К 2015 году, когда ветку продлят на юго-запад города до станции «Раменки» в новогиреевское депо поступят по тому же соглашению ещё несколько десятков вагонов.  Еще 832 вагона по основному контракту поступят в столицу в 2014-2017 годах. Их направят на Серпуховско-Тимирязевскую линию и новые строящиеся участки на других линиях. 

Сумма сделки составила почти 144 млрд рублей.  Ранее заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил, что это один из самых крупных контрактов жизненного цикла в России, сопоставимый с ним заключался лишь при строительстве нового терминала петербургского аэропорта «Пулково». Стоит отметить, что такой способ взаимодействия с поставщиками подвижного состава хорошо зарекомендовал себя в метрополитенах мировых столиц - Лондоне, Сиднее, Сингапуре, Мадриде.

Московский градоначальник Сергей Собянин во время выступления на Урбанистическом форуме подтвердил в конце 2013 года, что тендер на производство оборудования для столичного метрополитена может достаться зарубежной компании. «К участию в конкурсе мы приглашали всех мировых производителей. Ко всем были предъявлены одинаковые требования: новые вагоны должны быть бесшумными, комфортными, а главное – безопасными», - пояснил Сергей Собянин. Однако позднее столичные власти приняли решение остановиться на предприятии «Метровагонмаш» - одно из ведущих предприятий страны в области машиностроения. 

«Поставка вагонов 760-й серии должна быть осуществлена в этом году — никаких ограничений, кроме срока поставки, нет. Конкурс вызвал огромный интерес среди мировых производителей», — рассказал первый заместитель руководителя департамента транспорта Гамид Булатов. По его словам, метро платит в рассрочку — в течение 15 лет оплачивает подвижной состав, а это серьезная экономия для бюджета города.

Также чиновник заверил, что иностранные компании и в дальнейшем будут участвовать в тендерах на поставку вагонов на новые линии метрополитена. В скором времени потребуется более 2,5 тыс. подвижных составов. Его планируется объявить в ближайшие полтора месяца. Новые вагоны будут оборудованы складывающимися сидениями, чтобы увеличить вместимость в часы пик, а также рядом других новшеств, рассказывали ранее в пресс-службе метрополитена. Максимальная стоимость договора пока неизвестна. Интерес к конкурсу подтверждали «Русские машины» в партнерстве с Siemens, группа «Синара» и CAF, а также Уралвагонзавод и Bombardier и другие крупные предприятия.

Меж тем, пока московское метро не радует жителей города надёжностью. Так, утром 18 февраля на Таганско-Краснопресненской линии был парализован один из самых загруженных участков столичной подземки от станции «Баррикадная» до «Текстильщиков». Как сообщил сотрудник пресс-службы метрополитена Павел Сухарников, сбой произошел из-за проблем с напряжением. Руководство столичной подземки попросило направляющихся со стороны станции «Жулебино» москвичей пользоваться, по возможности, альтернативными маршрутами. Для удобства пассажиров были организованы компенсационные маршруты ГУП «Мосгортранс» от станции «Кузьминки» до станции «Таганская» и обратно. Всего на линии работало 138 автобусов.

Станислав Табунов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →