Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Практический антитеррор

Транспорт | Вторник | 21.01.2014 | 11:13
Об усилении мер безопасности на транспорте Gudok.ru рассказал первый заместитель начальника ГУТ МВД России генерал-майор полиции Андрей Андреев.
Об усилении мер безопасности на транспорте Gudok.ru рассказал первый заместитель начальника ГУТ МВД России генерал-майор полиции Андрей Андреев.
 | Транспорт
ГУТ МВД России
- Андрей Анатольевич, в России самые громкие теракты последнего времени связаны с транспортом. Вы, как профильное подразделение МВД, участвуете в непосредственной работе по обеспечению безопасности пассажиров. Расскажите, пожалуйста, о мерах, принимаемых для повышения уровня антитеррористической защищенности.

- Хотел бы уточнить, что не только российские, но объекты транспорта стран мира наиболее подвержены террористическим атакам. Массовое присутствие людей, сосредоточение техники и материальных ценностей, в том числе грузов – это одни из факторов, влияющих на «выбор» преступников. В нашей стране последовательно проводится курс на повышение уровня защищенности транспортного комплекса, целенаправленно создается комплексная система безопасности населения на транспорте. В создании механизма безопасности участвуют как государственные институты, так и собственники объектов транспорта, перевозчики.

Органы внутренних дел на транспорте занимают в нем свое важное место, их работа направлена не только на пресечение и раскрытие, но и на предупреждение преступных действий, в том числе террористической и экстремистской направленности. На сегодняшний день эти вопросы по-прежнему актуальны и остры.
Мы активно взаимодействуем с коллегами из других силовых ведомств, спасателями, структурами Минтранса, ведомственной охраной железнодорожного транспорта, хозяйствующими субъектами и их службами безопасности.

- ГУТ МВД принимало участие в разработке поправок в федеральное законодательство о транспортной безопасности. В чем их суть, как они должны улучшить ситуацию в этой сфере?

- В этот нормативный акт заложены правовые основы досмотра на всех видах транспорта, создания подразделений транспортной безопасности.

Как известно, в настоящее время транспортная полиция в рамках обеспечения авиационной безопасности участвует в предполетном и послеполетном досмотре авиапассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала.

Обеспечивается досмотр многомиллионного пассажиропотока. Например, в 2013 году проверено 860 тыс. авиарейсов и почти 75,8 млн. авиапассажиров, пресечено более 50 тыс. попыток незаконного провоза запрещенных предметов и веществ, выявлено 705 преступления и свыше 50 тыс. административных правонарушений.

Как показывает практика, порядка 70% изъятий незаконных и запрещенных к перевозке предметов и веществ осуществляется сотрудниками полиции совместно с САБ именно на входном контроле.

Возвращаясь к новому законопроекту, надо отметить, что им предусмотрен особый порядок прохода граждан не только в аэропорты, но и на железнодорожные, водные и другие объекты транспорта, связанный, в первую очередь, с проведением досмотра, ограничением или запрещением ряда вещей и предметов для перемещения в зону транспортной безопасности.

Алгоритм взаимодействия органов внутренних дел и подразделений транспортной безопасности в ходе досмотра выбран единый для всех видов транспорта.

Непосредственно мероприятия по проведению контроля и досмотра пассажиропотока будут возложены на подразделения транспортной безопасности, сотрудники полиции должны нести службу в зоне шаговой доступности к пунктам досмотра. Их цель – немедленное реагирование на любые происшествия и угрозы, изъятие запрещенных веществ и предметов.

На практике это позволит нам нацелить досмотровые подразделения, существующие сейчас, на основную деятельность полиции – противодействие преступности на транспорте, создаст резервы для маневра силами, перераспределения штатной численности.

Заинтересованным структурам предстоит еще совместно разработать целый ряд подзаконных актов, регламентирующих эту деятельность.

- Андрей Анатольевич, законопроект пока ожидает одобрения депутатов Госдумы. Какие еще системные меры принимаются транспортной полицией?

- Стараемся, чтобы сотрудники были ближе к пассажирам. Полицейские сопровождают дальние и пригородные поезда, сотрудники уголовного розыска в штатском работают в толпе, среди людей. Новый импульс к развитию получила кинологическая служба ОВДТ, в постоянном режиме работающая на вокзалах, аэропортах.

Служебные собаки и в век технического прогресса остаются эффективными помощниками полиции в выявлении оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств.

В ГУТ МВД России и органах внутренних дел на транспорте накоплен положительный опыт аналитической работы по пассажиропотоку с использованием информационно-поисковых систем и баз данных.

С их помощью мы выявляем и задерживаем лиц, находящихся в федеральном и местном розыске, так в 2013 году задержано более 7,3 тысяч таких граждан.Думаю, за этим аспектом деятельности полиции будущее.

Предпосылкой к этому является интеграция информационных систем сотрудничающих ведомств. В настоящее время уже подписано Соглашение между МВД России и Минтрансом России об обмене информацией о приобретенных билетах на всех видах транспорта (кроме метрополитена и наземного городского пассажирского транспорта).

Сейчас создается Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Она нужна для анализа, оперативного контроля обстановки на объектах транспорта, выявления потенциальных угроз.

В ней предусматривается сопряжение различных баз данных, в том числе информации об актах незаконного вмешательства, лицах представляющих оперативный интерес. Эта система должна стать действенным инструментом в антитеррористической защите объектов транспорта.

- Как изменилось техническое оснащение ОВДТ?

- Подразделения транспортной полиции уже не представляют свою работу без различной современной техники, помогающей контролировать многомиллионный пассажиропоток, мобильных терминалов, обеспечивающих удаленный доступ в базы данных.

Для контроля за оперативной обстановкой применяются системы видеонаблюдения и оперативного реагирования с выводом информации на мониторы ситуационных центров и дежурных частей ОВДТ.
В первую очередь, осуществлялось оснащение объектов транспортной инфраструктуры, преимущественно относящейся к первой категории по степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства в их деятельность.

Во многих подразделениях транспортной полиции в настоящее время потребность в различных устройствах и технике, позволяющей выявлять оружие, боеприпасы, взрывчатые, наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества, а также идентифицировать неизвестные вещества и жидкости, обеспечена полностью. Повышению уровня их оснащенности способствовала реализация правительственной «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте».

Особое внимание уделяется объектам транспорта Северо-Кавказского региона, где бандформированиями периодически совершались подрывы железнодорожного полотна и террористические акты. В такой сложной, практически, военной обстановке осуществляет оперативно-служебную деятельность УТ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу. Среди принимаемых управлением дополнительных профилактических мер – досмотр на железнодорожном транспорте с использованием спецтехники, ежедневные обследования железнодорожного полотна, охрана железнодорожных мостов. Достигнута договоренность с железной дорогой о прохождении локомотива с балластом перед следованием пассажирских и пригородных поездов.

Работы в этом, да и в других регионах страны предстоит еще много. Вся она нацелена на то, чтобы поставить заслон преступности и терроризму, чтобы любому гражданину, будь он пассажиром или работником транспорта, было безопасно.
Елена Коломейцева

Cегодня в СМИ

Первые лица