Транспорт / 17.12.13 15:01

По Москва-реке со скоростью 50 километров в час

Генеральный директор «Московского речного пароходства» Константин Анисимов - о запуске пассажирских перевозок и перспективах развития водного транспорта в 2014 году

Генеральный директор «Московского речного пароходства» Константин Анисимов - о запуске пассажирских перевозок и перспективах развития водного транспорта в 2014 году | Транспорт
фото:mosrp.ru

О том, принятие каких законов поможет развитию внутреннего водного транспорта, почему может увеличиться себестоимость перевозок грузов, реконструкцию каких объектов инфраструктуры ждут судоходные компании, а также по каким маршрутам можно запустить  пассажирские перевозки по Москва-реке, Gudok.ru рассказал генеральный директор ОАО «Московское речное пароходство» Константин Анисимов. 

- Каким, на Ваш взгляд, будет 2014 год для речного транспорта? Какие важные события ожидаются в отрасли?
- Если говорить обо всем водном транспорте, то ситуация, на мой взгляд, достаточно негативная. Количество судов сокращается из года в год, десятки судов списываются, а новые практически не строятся. Объем грузоперевозок при этом падает, достаточно много грузопотоков уходит на автомобильный и железнодорожный транспорт. Кроме того, в 2015 году в связи с принятием технического регламента по безопасности объектов водного транспорта  должно быть списано больше ста судов нефтеналивного флота, которые не отвечают требованиям технического регламента. Поэтому, скорее всего, будет падение объемов перевозки нефтепродуктов, которые и сегодня активно перевозятся железной дорогой.  Если говорить о «Московском речном пароходстве», то основной перевозкой грузов для нас является поставка песка различным строительным организациям, которые, в первую очередь, строят дороги. И на коротком плече на протяжении многих лет грузы у нас отбирает автотранспорт, который  более конкурентоспособен, так как он быстрее довозит грузы и не требует дополнительных перевалок. Кроме того, на нем меньше инфраструктурных издержек. И здесь, конечно, мы ждем давно обещанного Минтрансом введения весового контроля на федеральных трассах, и региональные власти также планируют ограничивать движение большегрузного транспорта, особенно который перевозит сыпучие грузы.  

- Недавно комитет Госдумы по транспорту представил законопроект по весовому ограничению перевозок грузов по автодорогам.  По Вашим прогнозам, может ли он быть принят в 2014 году?
-   Я сомневаюсь, что его примут так быстро, но надеюсь, что ограничения по весу все-таки появятся. Дороги просто не выдерживают таких нагрузок, и очень сильно портятся. И, конечно,  такие ограничения способствовали бы развитию водного транспорта. Как показывает опыт других стран, подобные меры хорошо работают.

- Что еще могло бы способствовать повышению грузооборота на водном транспорте?
- В Европе, например, снижают цену топлива, применяемого судами. У них есть безакцизное топливо, окрашенное в красный цвет. Мы много раз обращались к Правительству с предложением пойти по такому же пути, но реакции не было никакой. Кроме того, сегодня существует безакцизное судовое маловязкое топливо, которое выпускается нашими нефтеперерабатывающими заводами, - оно примерно на 5-10% дешевле, чем обычное дизельное топливо.  К сожалению, появилась информация о том, что Минэнерго планирует ввести на него акциз для наполнения бюджета. Таким образом, даже эту небольшую льготу мы можем потерять.  А цена на топливо растет с каждым годом, и, соответственно, увеличивается стоимость перевозок. 

- Есть ли планы и ожидания, связанные с инфраструктурой на речном транспорте?
- Уже началось строительство на Волго-Балтийском канале второй нитки Нижне-Свирского шлюза, который сегодня несколько ограничивает движение. Также мы очень ждем строительства Багаевского шлюза на Нижнем Дону. Сегодня Волго-Донской канал загружен на 100%, в том числе и перевозкой нефтепродуктов и различных грузов, и Багаевский шлюз очень нужен. Есть и проблема Городецкого шлюза под Нижним Новгородом: там не наполнена Чебоксарская плотина, и из-за этого суда могут проходить этот участок только раз в трое суток. И ситуация каждый год ухудшается. Мы много лет говорим о необходимости строительства низконапорной плотины и заодно автодорожного моста, который позволит разгрузить Нижний Новгород от автотранспорта. К сожалению, пока что проблема никак не решается. 

- Стратегия развития внутреннего водного транспорта, разработанная Минтрансом, предусматривает решение этих проблем?
-  Там есть общие фразы о том, что нужно найти возможность для решения этих вопросов, однако стратегия не предусматривает конкретные бюджетные индикаторы. Между тем эти инфраструктурные ограничения не позволяют выйти на рентабельность, которая позволила бы окупить суда и планировать строительство нового флота.  При этом стоимость содержания всех водных путей России составляет всего 9 миллиардов рублей, что сопоставимо со строительством нескольких километров автодорог. 

- На форуме «Транспорт России» министр транспорта Максим Соколов отметил, что если будет принят закон о государственно-частном партнерстве, то, возможно, в следующем году будут предложены проекты по развитию речного транспорта, которые могут быть реализованы в рамках ГЧП. Насколько это реально, на Ваш взгляд?
- Это было бы очень полезно для отрасли, но маловероятно. Если в морском транспорте ГЧП хорошо работает, то речные перевозки – это сезонный и низкорентабельный бизнес.  

- Получается, что 2014 год не принесет больших изменений в речной транспорт, и грузооборот останется на том же уровне?
-  Здесь многое зависит от объемов строительства дорог, так как примерно 60-70% грузооборота речного транспорта составляют грузы для дорожного строительства. В Московском регионе с учетом строительства ЦКАД и дороги Москва-Санкт-Петербург, на которую мы уже в этом году возили большой объем песка, ожидается рост объемов перевозки грузов. Но вот, к сожалению, на Волге после окончания подготовки к универсиаде в Казани резко упали объемы перевозок водным транспортом уже в эту навигацию. Таким образом, если строительство  будет увеличиваться, и введут ограничения  на перевозку грузов автотранспортом, то грузопотоки водного транспорта будут, как минимум, держаться на сегодняшнем уровне. Однако в дальнейшем грузооборот будет постепенно уменьшаться, потому что новый флот при сегодняшней рентабельности построить просто невозможно. Пока эксплуатируется флот старый, средний возраст которого - около 40 лет. Конечно, при модернизации он может эксплуатироваться и дольше, но у многих компаний нет средств даже на это. Так или иначе, многое зависит от позиции Минтранса, которое во многом регулирует межвидовый баланс транспорта. 

- На форуме Вы рассказали о том, что ведутся переговоры с Правительством Москвы об организации пассажирских перевозок по Москве-реке. Удалось ли уже о чем-то договориться, и когда может быть реализован этот проект?
- Пока что идет обсуждение проекта. Правительство Москвы хотело бы запустить по Москве-реке скоростное движение флота для разгрузки общественного транспорта. Мы считаем, что это отличная идея, и готовы организовать такие перевозки на своих судах, но они у нас не скоростные. Судостроительные заводы, в том числе Московский судостроительный завод, готовы построить современные скоростные катамараны. В 2014 году это вряд ли получится сделать, а вот к 2015 году можно было бы успеть, если бы проект был одобрен.  Пока что мы рассчитываем пассажиропоток, стоимость судов и окупаемость этого проекта. 

- По каким маршрутам можно было бы перевозить пассажиров?
- Обсуждается несколько маршрутов, например, от района Печатники до центральной части города, захватывая близлежащие районы у станций метро «Коломенская» и «Автозаводская». Также рассматривается маршрут от района станции метро «Войковская» через Южное Тушино до городов «Химки» и «Долгопрудный».  Работать можно было бы в течение восьми месяцев: с середины апреля до середины декабря, а возможно и до Нового года, по сути, до появления ледового покрова.  Но для этого требуются новые суда и модернизация причальных комплексов. И, конечно, должна быть продумана связка с наземным транспортом. 

- Какая скорость передвижения при этом планируется?
- Скорость судов может составлять до 45-50 километров в час, с учетом остановок – 30-35 километров в час. В течение получаса жители района Печатники могли бы добираться до центра Москвы, это сопоставимо с временем поездки на автобусе и метро.

Екатерина Захарова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →