Общество / 10.12.09 18:54

Любви к Богу детей будут учить порознь

В следующем году школьникам начнут преподавать основы религиозных культур

В следующем году школьникам начнут преподавать основы религиозных культур | Общество
фото:www.websib.ru

Ученые и чиновники от образования наконец-то представили общественности содержание нового школьного предмета, который вызвал горячие споры среди родителей, священников и педагогов – «Основы религиозных культур и светской этики».    

Программа учебного курса была разработана совместно учёными Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации работников образования и представителями религиозных конфессий.

Новый предмет включает 6 модулей: основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур, а также обзорные модули по основам мировых религиозных культур и основам светской этики.

Школьник будет изучать только один модуль – с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Как пояснила координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса, заведующая кафедрой философии религии СПбГУ Марианна Шахнович, курс будет состоять из четырёх блоков, причём вводный и заключительный блоки, посвящённые патриотическим и духовным ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу, будут проводиться для всего класса вместе.

«Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя, – высказался по поводу нового предмета министр образования и науки Андрей Фурсенко. – Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».

Со следующего года преподавать «Основы религиозных культур и светской этики» будут в 19 регионах в экспериментальном режиме: у 4-х классов в последней четверти и у 5-х классов – в первой следующего учебного года. В общей сложности курс составит 34 часа. С января во всех регионах-участниках эксперимента будет проведена переподготовка учителей, участвующих в пилоте. Планируется, что с 2012 года новый предмет на постоянной основе войдет в учебную программу во всех субъектах РФ.

Член экспертного Совета комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Константин Бендас считает, что введение нового предмета в обязательном порядке для всех учащихся не приведет ни к чему хорошему. «В предложенном виде новая дисциплина извращает смысл религиозных учений и подрывает у ребят веру в те ценности, которые несет в себе любая религия – любви к богу и к ближнему, – считает он. – Из-под палки невозможно научить любви и пониманию, навязывание религиозных понятий может стать прививкой от веры, церкви и религии. Дополнительная обязательная «нагрузка» и сопряженные с ней аттестация неизбежно вызовут внутреннее сопротивление у детей».

Кроме того, по мнению Константина Бендаса, разделение на группы приведет к ущемлению прав детей и дискриминации между одноклассниками: «В школах нет возможности обеспечить равные права всех обучающихся и привлечь аж 6 квалифицированных преподавателей на один предмет для одного класса. А значит, чье-то мнение все равно останется неучтенным, и это даст повод для раздражения и насмешек со стороны других детей», – уверен он.

По мнению эксперта, решением этого противоречия могло бы стать факультативное изучение основ религиозной культуры и нравственности для всех желающих с привлечением духовных лиц, или, по меньшей вере, верующих преподавателей. «Самостоятельное решение ребенка о необходимости приобщения к религиозным ценностям, его желание и сознательный выбор для изучения культуры определенной конфессии говорит если не о зрелости, то о его понимании и готовности душой и умом воспринимать предлагаемые моральные ценности».

Ирина Заверняева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →