Общество / 11.06.21 08:10

Война и мир Лидии Овсянник

Лидия Яковлевна до сих пор работает как волонтер в ветеранской организации

Лидия Яковлевна до сих пор работает как волонтер в ветеранской организации | Общество
фото:Нинель Пастухова

Свой 80-й день рождения Лидия Овсянник, «прошедшая» войну ребёнком, встретила в кругу коллег-движенцев. Они поздравили ветерана и разузнали секреты её долголетия. Если говорить в трех словах – то это движение, оптимизм и любовь.

Лидия Яковлевна родилась в последний день весны в том самом, трагичном для нашей страны, 1941-ом, году. Девочке не было и месяца, как началась Великая Отечественная война. Её отца, прошедшего Финскую, снова забрали на фронт. А за год до Победы семья получила справку о том, что он пропал без вести.

– Может еще вернется? - думали мы. И ждали, ждали, не теряя надежду. Я была самой младшей – шестым ребенком в семье, и никогда не видела своего отца, – рассказывает Лидия Яковлевна. – Наше село Нельговка (Запорожье, Украина) оказалось в оккупации в 1943 году. Мама рассказывала, как всех жителей немцы согнали в поле. Видимо, хотели отправить в Германию. Но вдруг начался ад. Взрывы, бомбы, суматоха, плач. Наши войска пошли в наступление. А пули мишень не выбирали. Мы чудом остались живы, а вот наш дом сгорел, уцелели только курятник и коровник. Удалось пережить и страшный голод. Самым вкусным лакомством были лепешки из лебеды и горсточки крупы. Мама, работавшая в колхозе, смогла нас уберечь, вырастить, поставить на ноги.

На железную дорогу 19-летняя Лида попала случайно. Тогда девушка вместе с семьёй жила в Донецкой области. Там и искала работу. И подвернулась вакансия монтёра пути. О том, что профессия не из легких, она даже не задумывалась.

– Работала с молотком, как все. Была в арсенале и электрошпалоподбойка, с помощью которой мы ремонтом пути занимались. Она весила 32 килограмма, да ещё и тряслась, как ненормальная. Но сил хватало, справлялась, – улыбается ветеран. – Параллельно поступила на заочное отделение железнодорожного техникума, выбрала движенческое направление. Постепенно «доросла» до старшего товарного кассира станции Макеевка. А в 1974 году, наслушавшись рассказов сестры о далеком, но прекрасном острове Сахалин, решилась на переезд.

Южно-Сахалинск встретил молодую семью не так радужно, как мечталось. Стоял апрель. На улицах грязный снег вперемешку с угольной золой, бараки, примостившиеся у дороги.

– Едем из аэропорта, а мысли грустные: «Вдруг нас ждет такое же жилье». Но оказалось, двухэтажный дом на 8 квартир, хоть и старой постройки, но более-менее, годный для обустройства. А через три года он попал под снос, и мы получили новостройку, – улыбается Лидия Яковлевна. – С работой тоже повезло. Меня взяли оператором техконторы на узловую станцию Южно-Сахалинск. Коллектив большой, почти 300 человек, встретил меня тепло. Коллеги постоянно помогали. Хотя всё поначалу было непривычно: узкая японская колея, вагоны, расположение станций иные, чем на Украине.

За месяц Лидия освоилась и уже выходила в парк смело, хотя поездов в те годы было очень много. Коллектив постоянно работал в авральном режиме. Погода ещё не баловала. Как рассказывает юбиляр, один год засыпало снегом станцию по крышу вагонов, весь город вышел на очистку, военные помогали. Сотрудницы станции, совсем ещё девчонки, по пояс в снегу разносили людям горячие пирожки, чай.

Через некоторое время Лидию Яковлевну перевели на должность инженера по организации и нормированию труда. На этом участке тоже работы было очень много. К станции Южно-Сахалинск в 90-х годах присоединили соседнюю станцию Владимировка, документов стало больше.

– Всё приходилось делать вручную, но ничего, мы справлялись. А на заслуженный отдых я ушла в 2001 году, общий стаж работы – 42 года, – продолжает она. – С тех пор не сижу без дела, как волонтер работаю в ветеранской организации, навещаю коллег, которым помощь нужна, поддерживаю, поздравляю с праздниками. У нас все разговоры с коллегами-железнодорожниками начинаются одинаково: «а вот, как было раньше...» Мы настолько связаны с железной дорогой, что не можем без неё. Она – наша жизнь.


На фото: Лидия Овсянник (справа) принимает поздравления от коллег в лице председателя совета ветеранов ДЦС-5 Галины Нестеренковой

Наталья Кузьмина, Дальневосточная магистраль

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Окно в Европу Окно в Европу
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Актуальное