Общество / 15.04.21 13:52

Как писатели-фантасты видели железную дорогу

Роман «Клодиус Бомбарнак», написанный Жюлем Верном в 1893 году, был посвящён путешествию по Большой Трансазиатской магистрали, которой тогда не существовало

Роман «Клодиус Бомбарнак», написанный Жюлем Верном в 1893 году, был посвящён путешествию по Большой Трансазиатской магистрали, которой тогда не существовало | Общество
фото:Pinterest.ru

Первый полёт человека в космос подтолкнул не только развитие технологий. В 60-е годы во всём мире был отмечен и небывалый рост интереса к научной фантастике, описывающей покорение космического пространства. Мы решили рассказать, как появление железной дороги – технический прорыв, сопоставимый по значимости с полётом в космос, – в своё время повлияло на творчество фантастов и что из их предсказаний стало реалиями.



Изобретатели предлагали пускать поезд не по рельсам, а сквозь ледяные тоннели



Роскошные двухэтажные вагоны предназначались для сверхширокой колеи, которая должна была пройти через покорённый СССР



Монорельс фантасты считали перспективным городским транспортом



Даже в эпоху паровой тяги инженеры стремились создать скоростные локомотивы

Развитие сети 

Развитие железных дорог не оставил без внимания самый популярный писатель-фантаст XIX века Жюль Верн. Его роман «Клодиус Бомбарнак», написанный в 1893 году, был посвящён путешествию по Большой Трансазиатской магистрали, проходящей от Узун-Ада на восточном побережье Каспийского моря до Пекина по территории Российской империи и Китая. В то время такой магистрали не было, Закаспийская железная дорога доходила только до Самарканда и не стыковалась с китайскими дорогами. В серии открыток «В 2000 году» (En l’an 2000), выпущенной во Франции в 1899–1901 годах, есть одна – с поездом на маленьких колёсах, выглядящим будто самолёт на рельсах, но совсем не аэродинамичной формы: он не просто прямоугольный, но ещё и с балконами. Судя по надписи, он как раз и должен был отправиться по маршруту Париж – Пекин. Сейчас (если не брать в расчёт временно закрытые границы) преодолеть на поезде расстояние между двумя столицами в 8216 км можно с пересадкой в Москве.


Скорость

Самое главное изменение, будоражащее умы фантастов, – увеличение скорости поездов. В 1892 году основатель и издатель журнала «Наука и жизнь» Матвей Никанорович Глубоковский с восхищением писал о рекорде, который в сентябре 1891 года был поставлен в США: поезд компании New York Central & Hudson River преодолел дистанцию 702 км от Нью-Йорка до Буффало всего за 7 часов 19 минут, включая остановки для заправки паровоза, со средней скоростью 98,9 км/ч. Или, как написано в оригинале, «со средней быстротой 98 вёрст в час». Автор рассказал о том, как американцы добиваются высоких скоростей и что в перспективе они могут достигнуть 150 км/ч. Он ошибся: рекорд скорости, установленный паровозом Mallard в Англии в 1938 году, был равен 203 км/ч. Самый быстрый советский паровоз ИС в версии с обтекателем достиг скорости 155 км/ч. Правда, конструкционная скорость его была 115 км/ч. А у экспериментального локомотива 2-3-2В 1938 года скорость была доведена до 180 км/ч.

Сейчас самым быстрым серийным поездом является французский TGV, перевозящий пассажиров со скоростью 300 км/ч. Есть и экспериментальные поезда, способные разогнаться до 500 км/ч, а японский поезд на магнитной подушке JR-Maglev разогнался до 603 км/ч.


Электрификация

В той же статье в «Науке и жизни» были описаны и перспективы электрификации: ссылаясь на работы французских железнодорожников Бонн и Дерозье, автор предсказал, что электровозы (тогда это слово появилось впервые) смогут водить поезда на скорости 150 км/ч при меньшей мощности и собственной массе, чем у способных на это паровозов. Уже в 1895 году в США появился электрифицированный участок между Балтимором и Огайо длиной шесть километров, а в России электрическую железную дорогу заложили в 1913 году. Прогноз «Науки и жизни» сбылся – сейчас все высокоскоростные поезда используют электрическую тягу. И в целом электрификация железнодорожного движения – мировой тренд.


Монорельс

Серию из восьми открыток о Москве XXII и XXIII веков в 1914 году выпустила кондитерская фабрика Товарищества Эйнема. Они вкладывались в коробки с конфетами «Москва будущего». По качеству исполнения работы неизвестного художника выглядят убедительнее французских предшественников – вполне реалистичные и масштабные картины, но новых идей там куда меньше. Одеты люди по моде начала XX века, автомобили тоже того же периода, а движение регулируют полицейские с саблями. Рельсовый транспорт представлен всех видов – и наземные трамваи, и подземное метро, и монорельсы на высоте, в том числе проходящие сквозь здания. Владельцы значительно выросшего универмага «Мюр и Мерилиз» (в нашей реальности это ЦУМ), вероятно, заплатили за строительство станции воздушной железной дороги внутри. Так, в наше время станция московского метро «Мякинино» была построена с участием владельца торгово-выставочного комплекса рядом с ней. Центральный вокзал на открытке выглядит перевёрнутым по нашим меркам – платформы расположены сверху, потому что поезд дальнего следования подвешен к монорельсам. Решение рационально только с точки зрения экономии места на земле, но очень дорогостоящее. В наше время монорельсы на эстакадах не очень популярны. Но свою главную задачу – привлечь внимание к продукции «Эйнема» – художник выполнил.


Магнитное поле

Отказ от классической системы колесо – рельс можно видеть на многих футуристических изображениях начала прошлого столетия. Идея опоры на электромагнитное поле буквально витала в воздухе. На обложке американского журнала Popular Science за июль 1932 года изображён как раз такой вагон, который удерживают в воздухе и двигают гигантские кольца соленоидов. Кольца последовательно передают вагон один к другому. Эта система была разработана в Германии для пересечения Альп, где прокладка обычной железной дороги требовала много затрат. Идею «реализовал» в 1953 году фантаст Роберт Хайнлайн в романе «Астронавт Джонс». Действие происходит в далёком будущем, в котором, впрочем, навигаторы рассчитывают траектории космических кораблей с помощью справочников и логарифмических линеек – даже гении предугадывают не всё. Начинается всё на Земле, возле трассы экспресса, четырёхсотместные поезда которого летят со скоростью, близкой к звуковой, от кольца к кольцу, над долинами и сквозь туннели.

Идея магнитной левитации близка инженерам и сегодня, но всё же нынешние маглевы движутся по плоской непрерывной трассе. Или, как Hyperloop, в замкнутой трубе.

Необычный проект был описан в ноябрьском номере «Техника – молодёжи» за 1967 год. Читатель Жуликов из Красноярска предложил прокладывать тоннели во льду, причём не только в естественном, но и в специально намораживаемых ледяных массивах. Благодаря низкому трению поезда могут обходиться без колёс, а двигаются благодаря пневмоприводу. Впрочем, этот проект не был осуществлён.


Движущаяся дорога

Фантаст Роберт Хайнлайн в 1940 году описал и возможную замену единичным средствам транспорта – самодвижущиеся дороги. Магистраль состоит из 20 полос, разница в скорости каждой 5 миль (8 км/ч). При такой разнице можно безопасно перейти с одной полосы на другую.

Эту идею использовал писатель Владислав Крапивин в повести «Я иду встречать брата». Действительно, торможение и разгон – самые энергозатратные режимы движения. Отчего бы их не исключить? А для посадки и высадки пассажиров использовать круглые платформы, внешнее кольцо которых вращается со скоростью огибающего их поезда, внутренние замедляются, а в центре – неподвижная станция. Правда, при скорости 500 км/ч такие платформы стоило бы делать конусообразными и даже при разнице скоростей колец в 8 км/ч надо было бы сделать не меньше 63 колец, так что путь от вагона до станции занял бы метров 130. Красивая идея на практике оказывается труднореализуемой.


Автоматизация

Артур Радебо, создатель множества автомобильных реклам, стал знаменит благодаря серии иллюстраций «Ближе, чем мы думаем» (Closer than we think!), выходившей с 1958 по 1963 год. Он изображал различные изобретения и проекты, от почти реализованных до абсолютно футуристичных, – тут и электромобили, и летающие пожарные машины, и туннель между Аляской и Чукоткой. Одна из его работ посвящена автоматическому управлению поездом. И эта идея уже близка к воплощению. Более того, автоматические линии метро уже существуют. Правда, верный традициям, Радебо в поезде с автоматизированным управлением изобразил человека-стюарда, обслуживающего пассажиров.


Широкая колея и атом

Чем шире колея, тем больше может быть объём вагона. Всерьёз идею о расширении колеи до 2750 мм стали разрабатывать в Германии в 30-е годы, и не только для Европы, но и для освоения гипотетических Восточных территорий, вплоть до Владивостока. Для таких путей проектировались роскошные двухэтажные вагоны, например спальные второго класса на 104 места и вагон- кинотеатр на 196 мест. Впрочем, итоги Второй мировой войны оставили проект невостребованным, странам-победительницам он не потребовался.

В 50-е годы в СССР также рассматривалась возможность создания сети дорог с широкой колеёй. Её сторонником был академик Василий Звонков. Он предлагал увеличить колею до 3 или даже 5 метров, чтобы увеличить грузоподъёмность поездов и сделать пути пригодными для использования тяжёлых локомотивов на атомной тяге.

До реализации проекта атомовоза дело едва не дошло в первой половине 80-х годов. Этот локомотив предназначался для боевого железнодорожного ракетного комплекса. Масса реактора с учётом необходимой защиты, по расчётам, составила 140 тонн. Этот проект не был реализован. Но идея атомного поезда была воплощена… американской телекомпанией NBC. В 1979 году она выпустила сериал «Суперпоезд». Роскошный состав с вагонами шириной 8 м и высотой 6,7, разумеется, на широкой колее, приводит в движение атомный реактор. Его максимальная скорость 400 км/ч, и он должен был пройти путь от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса за 36 часов с несколькими остановками. Поезд под названием Supertrain стал местом действия для развития детективных сюжетов, но рейтинги были низкие, и после девяти серий проект был закрыт. Слишком смелые идеи не всегда полезны даже в кино. Но выдвигать их нужно, ведь только обсуждение помогает понять, насколько полезна та или иная идея.

Валерий Чусов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Дорога из Берлина Дорога из Берлина
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →