Общество / 05.03.21 08:33

Диспетчер своей судьбы

Умение быстро принимать взвешенные решения важно не только на работе

Умение быстро принимать взвешенные решения важно не только на работе | Общество
фото:Личный архив

Оксане Капшук, диспетчеру Муромской дистанции пути, объявлена благодарность генерального директора ОАО «РЖД». Эту награду железнодорожнице вручили совсем недавно, 26 февраля.

«Оксана, тебе в пятницу нужно быть в отделении дороги», – телефонный звонок с известием от заместителя начальника ПЧ по кадрам застал диспетчера в выходной день. В доли секунды замерло дыхание, а память судорожно перебирала прошедшую смену – где допущена ошибка, где могла ошибиться. Нет, всё в порядке. Что тогда? Зачем вызывают? «Будь в белой рубашке – тебя награждать будут».  

– В тот момент я не знала, что делать – плакать или радоваться, – воспоминает Оксана Анатольевна. – На награждение я шла с волнением. Благодарность от генерального директора компании мне вручали на социально-экономическом форуме. Мероприятие было грандиозное даже в онлайн-формате. Присутствовать на нём было для меня очень необычно. Я потом ещё дня два оставалась под впечатлением.

…1996 год. 19-летняя Оксана – выпускница швейного училища. Но работать по специальности не стала. Пришла на железную дорогу. Увлекли рассказы знакомых, которые уже работали на магистрали.

Первая запись в её трудовой книжке – «рассыльная». А в обязанностях – доставка документации на железнодорожные предприятия. Всё время – в движении. ЭЧ, ШЧ, ВЧД… Для молодой девчонки тогда все эти буквы были всё равно, что «абвгд…». Но пришлось быстро разбираться с незнакомыми аббревиатурами. Вливаться в работу нужно было сразу.

Со временем начала совмещать работу рассыльной с обязанностями уборщицы. А в моменты, когда можно было немного отдохнуть, приходила на уютный диванчик в диспетчерскую и с замиранием сердца следила за работой диспетчеров.

– Раньше не было компьютеров. Работали с телетайпами. Это электромеханическая печатная машина, которую использовали для передачи текстовых сообщений между двумя абонентами по простейшему электрическому каналу, – поясняет железнодорожница. – Эти ленты сообщений ложились на шеи и плечи диспетчеров, словно бусы. Мне иногда их давали читать, мол, бери-учись – диспетчером станешь.

Увидев стремление молодой работницы, руководство дистанции предложило ей должность техника участка от Кондаково до Золотковского. Вместе с дорожными мастерами она проверяла техническое состояние путевого хозяйства.  

«Ну что, пришло время расти? Садись в диспетчерскую, Оксана», – сказал однажды начальник Муромской дистанции пути Владимир Николаевич Костин. В это время девушка уже училась в Алатырском железнодорожном техникуме по специальности «Путь и путевое хозяйство».  

– И вот уже 19 лет я работаю на Горьковской железной дороге в должности диспетчера. А в октябре 2021 года буду отмечать 25-летний юбилей трудовой деятельности в ПЧ-15, – рассказывает железнодорожница.

Сегодня диспетчер дистанции пути уверена, что сделала правильный выбор. И оборачиваясь назад, Оксана Капшук говорит «спасибо» той девчонке, которой она пришла на магистраль. Свой первый рабочий день она помнит, как будто это было вчера – искала отдел кадров и заглянула в диспетчерскую. Ошиблась дверью. Помнит, какими добрыми глазами на неё посмотрели диспетчеры. Уже потом, когда она начала работать в ПЧ, всегда приходила сюда, как домой.

– Диспетчер является связующим звеном при работе других подразделений, обеспечивающих бесперебойную работу устройств инфраструктуры и железнодорожной станции. Вся информация «стекает» сюда, ко мне, – рассказывает Оксана Анатольевна о своей сегодняшней работе. – Маршруты мотовозов, снегоуборочных машин на день, количество локомотивов, выдача предупреждений поездам, отслеживание работы обходчиков, которые осматривают путь. И если они находят какие-то неисправности, то сообщают о них диспетчеру, который их записывает и передаёт сообщение дорожному мастеру и руководящему составу.

Обязанностей, конечно, много. За смену поступает большое количество информации, с которой нужно быстро и внимательно работать. Но, по словам Оксаны Капшук, войдя однажды в этот ритм, выйти из него уже невозможно.

– Здесь важно моментально принимать взвешенные решения, действовать оперативно и осознавать ответственность за каждое действие. Я очень люблю свою работу. Чувствую, что я на своём месте. Конечно, устаю. Но тут мне на помощь приходит любимое увлечение – кулинария. Всех накормлю – и семью, и соседей. Это помогает мне не только снять усталость, но и забыть о переживаниях, волнениях.

Уже в конце разговора с Оксаной Анатольевной выяснилось, что её безудержная энергия не позволяет ей сидеть сложа руки и после работы, в выходные дни. Уже восемь лет она безвозмездно выполняет обязанности старшей по дому. А началось всё, когда её семья купила в ипотеку квартиру в старенькой четырёхэтажной «хрущёвке». Состояние дома, признаётся железнодорожница, было не самое лучшее. А тут ещё в подвале дома стала скапливаться вода. Вот тогда и решила Оксана Капшук взять дело в свои руки. А кому ещё? В соседях – пожилые люди. Нужно было что-то делать. Ведь не зря говорят: «Мой дом – моя крепость». Сначала были звонки в ДУК, которые не дали никаких результатов. Потом – в администрацию города. И дело сдвинулось. В доме поменяли канализационные трубы, просушили подвал, продезинфицировали его, провели там электричество, сделали ремонт в подъездах и заменили окна.

– Вот весна пришла. Скоро новые проблемы с домом дадут о себе знать. Так что работы впереди ещё много. Зачем мне всё это? Характер у меня такой, непоседливый, – в телефоне слышится звонкий смех моей собеседницы. Да такой удалой, что заставляет меня в ответ улыбаться. – Жизнь прекрасна. И если кажется, что все плохо, нужно оглянуться по сторонам. У меня замечательная семья, я жива-здорова, есть любимая работа, дружный коллектив. Я стараюсь быть открытой к людям, к миру. Ведь не зря говорят: «Будь проще, и люди к тебе потянутся». Всё будет хорошо! Я в этом уверена.

Вера Гараева, Волжская магистраль

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Транссиб: лоббисты и ходатаи Транссиб: лоббисты и ходатаи
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

  1. Вы курить бросили?