Общество / 04.12.20 08:08

Рулевой Северной магистрали

Бывший начальник СЖД и депутат Госдумы Виталий Предыбайлов по-прежнему востребован на дороге

Бывший начальник СЖД и депутат Госдумы Виталий Предыбайлов по-прежнему востребован на дороге
 | Общество
фото:Личный архив

Завтра Виталию Предыбайлову, возглавлявшему Северную дорогу с 1983 по 2000 год, исполняется 85 лет.

Почётный железнодорожник, заслуженный работник транспорта РФ, действительный член Академии транспорта РФ, академик, доктор транспорта, депутат Государственной думы РФ третьего созыва, почётный профессор Белорусского государственного университета транспорта. Перечисление регалий этого человека – не только дань памяти славному прошлому юбиляра. Виталий Митрофанович и сегодня востребован – как член Совета старейшин помогает руководству СЖД хранить историю и традиции северян-железнодорожников, решать вопросы развития магистрали, оказывать социальную поддержку работникам и ветеранам. Он поддерживает связь и с Советом ветеранов магистрали, часто встречается с ветеранами.

Пару лет назад вышла в свет книга Предыбайлова «Северные вёрсты», в которой он делится профессиональным и жизненным опытом, рассказывает о людях, с которыми работал на Северной дороге.

Память ветерана хранит и мельчайшие детали из детства, часть которого прошла под Белгородом в фашистской оккупации. Его девятилетнюю сестру чуть не угнали в Германию. После войны семья перебралась в подмосковное Фрязино. Виталий учился в престижной школе, выпускники которой обычно поступали в элитные технические вузы – МЭИ, МАИ и Бауманку. А Предыбайлов до сих пор гордится, что попал в самый первый набор Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта.

Получив диплом, Виталий Предыбайлов начал трудовой путь на станции Череповец, где в то время строили мощнейший металлургический комбинат.

«Череповец стал для меня школой жизни, – вспоминает ветеран. – Железнодорожный узел принимал потоки грузов для комбината: коксующиеся угли из Воркуты, руду и флюсы с Кольского полуострова, металлолом со всего северо-запада страны. Здесь я прошёл все ступени роста: дежурный по путям, маневровый диспетчер, дежурный по станции, старший помощник начальника станции, инженер, главный инженер, замначальника, начальник станции Череповец и, наконец, начальник Вологодского отделения дороги».

В Череповце Предыбайлов нашёл и спутницу на всю жизнь – Тамару, строителя по образованию, которая внесла немалый вклад в возведение объектов металлургического гиганта, а переехав в Вологду, работала в тресте «Вологдапромстрой», возводившем промышленные объекты.

В 1981 году Виталия Митрофановича перевели в управление СЖД на должность первого заместителя начальника дороги, а в 1983-м он возглавил магистраль и оставался у руля 17 лет, 13 из которых был ещё и членом коллегии Министерства путей сообщения. В эти годы Северная дорога достигла пика своих возможностей по объёму перевозок – они вдвое превышали нынешние. Были полностью электрифицированы Вологодское и Архангельское отделения магистрали, внедрялись новые технологии автоматики, телемеханики и управления перевозками, за что Предыбайлов был удостоен Государственной премии, а дорога – награждена золотой медалью ВДНХ. При Предыбайлове были построены узловые больницы в Череповце, Вологде, Шарье, Няндоме, Иваново, Ярославле, профилактории и пионерские лагеря, а многие железнодорожники получили благоустроенные квартиры: каждый год дорога сдавала по 100 тыс. кв. м жилья.

В 2000 году Виталий Предыбайлов был избран депутатом в Госдуму РФ от Котласского округа. Работал в думском Комитете по энергетике, транспорту и связи с Виктором Черномырдиным и Николаем Рыжковым, возглавлял подкомитет по транспорту. Практический опыт железнодорожника оказался востребован в законотворчестве. Реформа отрасли давалась непросто, поправок в законодательство о транспорте было принято более полутора тысяч. При этом Предыбайлов не переставал заботиться о северянах, например, отстоял северные надбавки к пенсии, которые хотели упразднить.

Завтра Виталия Митрофановича будут поздравлять десятки людей. Среди них обязательно будут не только начальники, но и простые железнодорожники. Потому что он всегда оставался интеллигентным, доступным, приветливым, относился к людям по-доброму. За всю жизнь он ни разу не повысил голос на подчинённых, говорят о нём те, кто знает бывшего начальника дороги.

Николай Порецкий, Ярославль

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →