Общество / 27.11.20 08:09

Соединили штаты Америки

Российские инженеры помогли США восстановить железнодорожную сеть

Российские инженеры помогли США восстановить железнодорожную сеть
 | Общество
фото:Archives.gov

30 ноября 1865 года окончилась миссия российских железнодорожников, оказывавших помощь США в восстановлении разрушенных во время Гражданской войны железных дорог.

Гражданская война в США в 1861–1865 годах за отмену рабства и сохранение целостности республики стала самым кровопролитным противостоянием XIX века: на её фронтах погибли более 600 тыс. человек, а свыше 1,5 млн были ранены. В этой войне использовались многие технические новшества: траншея и колючая проволока, пулемёт и снайперская винтовка, телеграф и поезд, броненосец и подводная лодка. Роль железных дорога была особенно важна: по ним впервые перевозилось более половины войск и боеприпасов. После войны потребовалось восстанавливать около 1000 км разрушенных путей и около 2 тыс. км повреждённых.

Делегация из 97 российских инженеров Министерства путей сообщения прибыла с официальной миссией в США в январе 1865 года. До окончательной победы союза (северян) оставались ещё тяжёлые и кровавые четыре месяца, но к реконструкции железных дорог было решено приступить незамедлительно.

Инженер Иван Рейцен, бывший научно-техническим руководителем группы, так описывал свои впечатления: «Первые выводы, сделанные нами из увиденного, были следующие... Железным дорогам необходимо совершенно свободное развитие с главной опорой на частных владельцев и их капитал, а государство должно выступать только инспектором, но не жандармом... Роль железных дорог в военном деле будет только расти... Железнодорожное строительство сегодня есть другое слово для обозначения прогресса, и крайне важно не потерять времени в желании взять всё под контроль: главное – строить».

В первую очередь российские инженеры осмотрели уникальные для своего времени однопутные узкоколейки и рокадные пути, подходившие к самой линии фронта в штате Вирджиния. Рейцен писал: «Это доказывает не просто возможность, но и полную осуществимость быстрого прокладывания путей в действующей армии».

Надо сказать, что северяне строили рекордными темпами – по 5 км железнодорожного полотна в день. Русские инженеры впервые увидели в деле работу опытных железнодорожных строителей – хоть те и были формально солдатами, но специализировались они на инженерных работах, в том числе и укладке путей. Но и российский опыт был незаменим. Прежде всего это касалось реконструкции мостов и тоннелей. Рейцен отчитывался, что только за первый месяц его группа составила больше четырёхсот планов, схем и чертежей для реконструкции инженерных сооружений. Под его руководством инженеры помогли установить 80 новых мостовых опор, в том числе и на реках, где прежде их не было из-за ширины или силы течения.

В марте-апреле наши специалисты приняли самое активное участие в строительстве понтонных переправ, с помощью которых армия союза начинала последнее наступление в Гражданской войне.

Столь же весомым был вклад российских железнодорожников в восстановление и развитие телеграфной сети. В условиях нехватки материалов они предложили ряд спрямлений и диагоналей, позволивших охватить на 25% больше путей. Российские инженеры проводили не только теоретические, но и практические работы: осуществляли измерения на местности, контролировали укладку полотна, помогали в создании профилей путей.

Помощь была очень существенной в западных (на тот момент) штатах, в частности в Огайо, где специалисты из России предложили провести дополнительные ветки к магистралям, в том числе и к строившейся крупнейшей в мире – знаменитой Тихоокеанской железной дороге. Знания и умения российских инженеров были уникальными, и, как признавали американские коллеги, их решения были более экономичными. Одной из главных целей стало максимально быстрое насыщение железнодорожной сети, чтобы ускорить перевозку людей и всех видов грузов. Одним из самых необычных решений наших специалистов была попытка повторного использования выведенных из строя рельсов. Их расшивали и отправляли на выпрямление. Температура, при которой сталь можно выпрямить, была всё-таки ниже точки плавления, поэтому вблизи крупных железнодорожных узлов развернули мобильные кузницы.

Специалисты по металлу – среди которых были ученики будущего министра Германа Паукера – помогали освоить сопротивление материалов в котлах и тендерах и повысить качество критических участков рельсов из редкоуглеродистой стали. Однако ещё более важными были конкретные рекомендации, которые россияне делали на основании собственного опыта: удельную тягу паровозов, среднюю вагонность поездов, статистические данные о топливных углях и изнашиваемости железнодорожного полотна.

Помогли наши специалисты и в ремонте вагонов и паровозов. Мастерские и депо были организованы во всех столицах и административных центрах штатов. Российские инженеры приняли участие и в перепланировке сети. Они изучали экономические возможности и целесообразность реконструкции дорог, а также соединения веток в магистрали между штатами.

Полезными оказались советы и по составлению расписания и графиков: благодаря большому количеству свободных паровозов и вагонов поезда собирались в короткие составы и перемещались на небольшие расстояния.

Российская делегация принимала участие в важных событиях, связанных с окончанием Гражданской войны в США, – в похоронах президента Авраама Линкольна, умершего 15 апреля 1865 года после совершённого накануне покушения, а также были на приёме в честь генерала Джона Турчина (урождённого Ивана Турчанинова), первым освободившего рабов на территории противника.

После окончания боевых действий российские инженеры были допущены и на территорию бывших Конфедеративных Штатов Америки (Юг). Там они впервые увидели одно из последствий современной «тотальной войны» (кстати, это печально известное словосочетание также появилось в ходе Гражданской войны) – полностью разрушенные железные дороги.

Иван Рейцен писал: «Мы увидели своими глазами железные дороги не только как стратегические пути сообщения, как важнейшую часть военной экономики... как в полной мере участника боевых действий, который может быть разрушен так же, как и в прежние годы города и крепости». Здесь российские инженеры предложили не переукладывать железнодорожное полотно по старому пути, но спроектировать новые линии и ветки, которые не должны были пересекаться со старыми. А для будущей транспортировки хлопка было предложено использовать открытые платформы, на которых дорогое сырьё перевозилось к перерабатывающим фабрикам, а не к океанским портам, откуда оно экспортировалось в Европу.

С учётом оценок российских коллег американские инженеры сконструировали временные разноуровневые платформы: платформа делилась на три части по степени высоты, каждая из которых соответствует определённому отрезку поезда с вагонами. Эта мера оказалась особенно к месту в послевоенных США, где не хватало вагонов одного типа.

Российские инженеры повлияли на принятие важных технических решений, в частности на выпуск в промышленном масштабе паровоза «Юпитер» («Сентрал пасифик рэйлроуд № 60») с необычной для своего времени осевой формулой 4-4-0.

Военный министр в правительстве Линкольна Эдвин Стэнтон в прощальном адресе отметил: «Железнодорожники из России были первыми, кто рука об руку с американцами укладывал рельсы на земле, навеки освобождённой от рабства. Я испытываю законную гордость от того, что эти железнодорожные пути можно назвать свидетельством российско-американской дружбы».

Владимир Максаков

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

На перекрёстке стальных магистралей На перекрёстке стальных магистралей
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир