Общество / 27.11.20 07:52

Сорок лет на одном участке

Электромонтёр по ремонту воздушных линий электропередачи Александр Шабров последние 14 лет был единственным кабельщиком во Входнинской дистанции электроснабжения

Электромонтёр по ремонту воздушных линий электропередачи Александр Шабров последние 14 лет был единственным кабельщиком во Входнинской дистанции электроснабжения | Общество
фото:Николай Веретенников

В начале октября Александр Алексеевич был награждён знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет», а 31 октября он ушёл на заслуженный отдых.

Несмотря на то, что профессия Шаброва называется «электромонтёр по ремонту воздушных линий электропередачи», эти линии железнодорожник не только ремонтировал, но и прокладывал, равно как и электрический кабель. Кроме того, создавал и следил за освещением на своём участке.

Во Входнинскую дистанцию электроснабжения Александр Шабров пришёл сразу после армии – позвал туда товарищ и сосед механик Алексей Милов, который просто болел работой. Его и дали недавнему бойцу в наставники.

– Как в 1980 году я пришёл на участок Алексея Павловича в сетевой район на станции Исилькуль (это участок от станции Юнино до станции Кухарево), так до 31 октября 2020 года и проработал в одном цехе – 40 лет и 5 месяцев, – рассказал железнодорожник.

Вначале у Шаброва не было специального образования, разве что любовь к физике, позволившая ему вскоре зарекомендовать себя по части прокладки и ремонта кабеля, установки кольцевых перчаток и стыковочных муфт. Старания молодого человека заметил бригадир Николай Николаевич Анодин и отправил его на учёбу в Новосибирский лифтостроительный техникум, где парень обучился профессии кабельщика.

Кабель электропередачи проходит по земле и закапывается в траншею. Через него электроэнергия поступает на воздушную линию. Кабель используется для того, чтобы с тяговой подстанции на воздушную линию вывести и подать напряжение.

Кабели и линии электропередачи обеспечивают бесперебойным электричеством всю территорию, по которой они проходят, поступая к железнодорожным потребителям. Поэтому работать Александру Шаброву приходилось и днём, и ночью, и в сложных погодных условиях.

Александр Алексеевич рассказывает, что прежде чем проложить кабель, его надо сначала проверить на годность установками АИД-70 и АРМ-70. В случае обнаружения неисправности негодный кусок вырезается. Если кабель выдерживает испытание (сопротивление в нём не больше 0,5 МОм, иначе при включении может замкнуть), то он подлежит ремонту, а именно – стыковке. Если не выдерживает – кабель выбрасывается и заменяется на новый.

Выполнял Шабров и внеплановые работы, когда случались пробои, повреждения, промерзание кабеля в земле, влекущее разрыв и короткое замыкание. Рассчитанные на 25 лет службы, кабели также стареют и приходят в негодность.

Поскольку напряжение в электросетях достигает 1000 вольт, то работа электромонтёра сопряжена с потенциальной опасностью, даже несмотря на то, что перед проверкой и починкой кабеля происходит снятие напряжения в токоведущих сетях и заземление. Представителям этой профессии даже присваивается категория безопасности.

– Всё, что я умею сегодня, – это заслуга Александра Алексеевича, – говорит о Шаброве его бывший ученик, электромонтёр по ремонту воздушных линий электропередачи Михаил Канушин. – Во Входнинскую дистанцию электроснабжения я пришёл с поверхностными знаниями в электрике и со второй группой по электробезопасности, а уже через год сдал на пятую. Повысил и разряд с третьего на пятый. И всё это благодаря Шаброву. Он – представитель старой школы и как наставник просто молодец: умеет объяснять, умеет показывать, где-то поругает, где-то похвалит. О работе с ним у меня только хорошие воспоминания. Мы по сей день дружим, общаемся, созваниваемся.

Работал Александр Алексеевич не только с кабельными, но и с воздушными линиями электропередачи напряжением 6–10 тыс. вольт. Проводил как электрические испытания, так и механические (испытывал лейтера, лестницы, опоры и т.п.), как по техкарте, так и визуально (чтобы, скажем, не было гнилого куска дерева, надломов и трещин).

– Напряжение 6 тыс. и 10 тыс. вольт нужно для передачи электроэнергии от источников питания к потребителю: чем выше напряжение, тем больше расстояние, – рассказывает железнодорожник. – А непосредственно до потребителя доходит только 380 вольт.

Воздушные линии тоже не обходятся без повреждений: бывает, изолятор пробьёт, случаются ветровые эрозии из-за погодных условий, а то и провод перегорит или кран зацепит воздушную линию.

Предметом заботы Александра Шаброва были и фонари в западном парке, центральной горловине и восточном парке станции Исилькуль, где он создавал портальное освещение, а в случае неисправности фонарей также занимался их ремонтом или менял на новые.

– Я проработал с ним 2 года, после чего мой наставник ушёл на пенсию, – говорит электромонтёр по ремонту воздушных линий электропередачи Николай Веретенников. – Равных ему в работе нет: он без всяких схем знает все системы переключения и трансформаторы тока на трансформаторной подстанции.

Непосредственный начальник Александра Шаброва старший электромеханик контактной сети Николай Тимощук также характеризует новоиспечённого пенсионера как опытного и ответственного работника, добросовестно относящегося к труду.

Сегодня Александр Алексеевич окунулся в новые заботы, связанные с воспитанием внука, которого дедушка регулярно провожает в школу и водит в спортивную секцию.

Яна Доля, Транссиб

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

На перекрёстке стальных магистралей На перекрёстке стальных магистралей
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир