Общество / 05.10.20 07:43

Этажи исторического наследия

Событие было приурочено к 17‑летию ОАО «РЖД»

Событие было приурочено к 17‑летию ОАО «РЖД» | Общество
фото:фото: Анатолий Шулепов / ИД «Гудок»

На Южно-Уральской железной дороге 1 октября открылся Центр исторического наследия. Событие приурочили к 17‑летию ОАО «РЖД». Здесь разместились не только экспонаты, рассказывающие об истории ЮУЖД, но залы, оборудованные по последнему слову техники, где будут проходить различные мероприятия дороги.

С момента основания в 1973 году железнодорожный музей не имел своих экспозиционных площадей. Сперва он располагался в ДК железнодорожников, а затем делил площади с дорожной научно-технической библиотекой. Нехватка экспозиционных площадей сдерживала работу подразделения, не давала возможности в полной мере продемонстрировать посетителям собранные раритеты.

Поскольку в действующем уставе ОАО «РЖД» нет такого понятия, как музейная деятельность, с 2016 года все музеи в компании были переименованы в подразделения по сохранению исторического наследия (единственное исключение сделали для Музея российских железных дорог, который сегодня находится на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга).

Новое четырёхэтажное здание выполнено в виде атриума. Площадь центра – почти 2,5 тыс. кв. м, высота в атриуме от пола до верхней точки стеклянного купола – почти 20 м.

«В день рождения приятно получать подарки, но ещё приятнее – их дарить. Сегодня мы открываем Центр исторического наследия, он будет подарком не только для работников Южно-Уральской дороги, но и для всех жителей города и гостей Челябинска. Уверен, он станет местом притяжения молодёжи, потому что оснащён современными интерактивными экспонатами», – отметил на церемонии открытия главный инженер ЮУЖД Валерий Яковлев.

Экспозиция, рассказывающая об этапах становления и развития ЮУЖД, развёрнута по спирали, с возможностью организации сквозного маршрута.

В центре 20 тыс. единиц хранения, которые были собраны за время существования музея истории Южно-Уральской магистрали. Среди них есть уникальные экспонаты. Например, как деповской гудок из паровозного депо Челябинск, который с конца XIX по 50-е годы XX века гудел на весь город ровно в шесть часов, много архивных фотографий и редких документов. Особого упоминания заслуживает раритетная техника, собранная буквально по крупицам. Некоторые экземпляры настолько редкие, что аналогов им либо нет, либо их считаные единицы по всей России. Например, уникальный макет дизель-электрического крана ЕДК 2000 в масштабе 1 к 20 или же уникальная коллекция табличек заводов – изготовителей подвижного состава, самая старая из которых датируется 1904 годом.

Посетители смогут побывать в роли машиниста на тренажёре-симуляторе «Кабина электропоезда «Ласточка». Также внутри здания разместился конференц-зал на 90 посадочных мест и мастерские Челябинской Детской железной дороги.

Полностью преобразилась и территория, прилегающая к центру. Здесь уложены настоящие пути, выполненные с соблюдением всех существующих сегодня технологических норм. Единственным отличием являются рельсы марки не Р-75, а Р-43 (43 кг на погонный метр, рельсы старого образца 1950-го года выпуска мариупольского завода «Азовсталь»).

По указателям, шлагбаумам и техническим устройствам становится понятно, что так Южно-Уральская магистраль выглядела много лет назад.
«Разработчики проекта – инженеры «Челябжелдорпроекта» – старались учесть все наши пожелания. Расположение здания будет удобно ещё и в плане организации экскурсий в музей железнодорожной техники под открытым небом, так как эти два объекта находятся рядом. Раньше эти площадки разделяли километры», – рассказывает начальник подразделения по сохранению исторического наследия ЮУЖД Егор Казаков.

Центр исторического наследия станет не просто хранилищем экспонатов, а научным, учебным и культурным центром, аккумулирующим и передающим знания. Сегодня уже разработаны экскурсионные программы для посетителей разного возраста, а также запланировано проведение мероприятий дорожного и сетевого уровня: школ передового опыта различных железнодорожных хозяйств. В перспективе будут разработаны программы образовательного характера для ребят школьного возраста городов Челябинской области: уроки на базе центра, лекции, семинары.

«Мои родители в своё время посвятили себя работе на железной дороге. Мы с супругом выбрали другие профессии, но я хотела бы, чтобы мои дети увидели, что такое настоящая железнодорожная магистраль – какой она была раньше и какая есть сегодня. Музей очень красивый, современный и необычный. Здесь точно не будет скучно моим сыну и дочери. Кто знает, быть может, кто-то из них решит продолжить дело предков именно благодаря этой экспозиции», – делится впечатлениями посетитель музея Ольга Старостина.

Александр Кичигин

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →