Общество / 25.08.20 07:23

Люди выше облаков

Железнодорожники поднялись на самую высокую гору России и Европа

Железнодорожники поднялись на самую высокую гору России и Европа
 | Общество
фото:Личный архив

В августе работники Октябрьской и Северной дорог, не сговариваясь между собой, отправились покорять Эльбрус.

«Идея взойти на Эльбрус захватила меня примерно год назад, – рассказал заместитель главного ревизора ОЖД по безопасности движения поездов Вадим Наколюшкин. – Назвать себя альпинистом не могу: в студенческие годы участвовал в горных походах, но этим мой опыт и ограничивался. Поэтому надо было тщательно подготовиться к восхождению, набрать хорошую физическую форму».

Один из этапов подготовки заключался в том, что на протяжении многих месяцев Вадим с рюкзаком на спине каждый день шесть раз подряд поднимался на последний – 25-й – этаж своего дома. «Заодно сбросил 10 кг», – улыбается он.

Наколюшкин и его коллега Роман Зеленков, тоже заместитель главного ревизора, обратились в одну из фирм, которые помогают поклонникам экстремального отдыха осуществить свои мечты: снабжают снаряжением, тёплой одеждой, доставляют на место.

Железнодорожники прилетели в Минеральные Воды, оттуда отправились в Пятигорск, а затем в Терскол – деревушку в Приэльбрусье, где находится тренировочный лагерь. Подготовка к старту, включая акклиматизацию, продолжалась семь дней. Альпинисты-любители под руководством инструкторов совершали подъёмы на 3000 м, потом на 3500 м, учились пользоваться ледорубами, «кошками» и другим необходимым в горах навыкам.

«На высоте 3700 м есть основанный ещё в советские времена приют «Бочки», – продолжает Вадим Наколюшкин. – Это цистерны, поднятые на гору в 1980-е годы и приспособленные под жильё: в каждой – 10 спальных мест. Отсюда мы совершили ещё два тренировочных восхождения – на 4000 и 5000 м.

Штурм самой главной высоты – 5642 м над уровнем моря – был назначен на три часа утра 8 августа. Дело в том, что обычно погода на Эльбрусе со второй половины дня портится и опасность восхождения возрастает многократно.

Было очень тяжело, признаёт Вадим: температура – минус 15, не хватало кислорода, на последних участках еле передвигали ноги. На так называемой Косой полке – участке до седловины между вершинами Эльбруса – с дистанции сошли три человека из группы, в которую входили работники Октябрьской дороги.

Восторга тех девяти человек, кто достиг вершины, не было предела. Некоторые женщины плакали от радости, говорит Вадим.
По его словам, восхождение на вершину – это тот случай, когда процесс важнее результата: «Конечно, я рад, что мы с Романом покорили Эльбрус. Но если бы я и не дошёл до цели, не так сильно огорчился – подготовка и участие в восхождении запомнятся на всю жизнь».

Спустя четыре дня Эверест покорился помощнику машиниста тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Котлас Илье Мелентьеву, который водрузил флаг своего предприятия на одной из семи самых высоких вершин мира.

С самого детства Илья был заядлым туристом: ходил в походы по архангельской тайге, участвовал в соревнованиях по спортивному ориентированию, студентом Котласского филиала Санкт-Петербургского государственного университета морского и речного транспорта сам водил тургруппы по порожистым рекам Карелии. Именно там впервые в жизни увидел горы. Хотя Хибины не самый высокий горный массив в мире, их красота заворожила парня, и его мечтой стало покорить скалистые вершины. И вот мечта сбылась.

«Я тщательно готовился к восхождению, – говорит Илья. – Котлас богат на туристические традиции, живут в нашем городе и те, кто не раз ходил в горы. Старшие товарищи много рассказали о том, как вести себя при восхождении, дали ценные и подробные советы».

В группе из 10 человек – жителей Архангельска и Новгорода – Илья повторил путь коллег с ОЖД: Терскол, постепенная акклиматизация на разных высотах. «С непривычки было нелегко, – вспоминает Мелентьев. – Кислорода не хватает, поэтому одышка, быстро устаёшь, болит голова. Кто-то отказался от дальнейшего восхождения».

Из базового лагеря покорители гор тоже выдвинулись за полночь. До вершины шли семь часов – медленно, экономя силы, стараясь рассчитать количество вдохов-выдохов. Некоторые из крутых склонов приходилось обходить по серпантину, чтобы не сорваться. На саму вершину поднимались со страховкой.

«Чувства не описать, – говорит Илья. – Красота ошеломляющая, величие первозданное. Кажется, что в полукилометре ниже на склонах клубятся облака».

С помощью товарища Илья Мелентьев развернул на вершине Эльбруса флаг депо. «Вот так котласский локомотив поднялся за облака, – улыбается он. – Депо – это мой второй дом, а его коллектив – моя семья. Поэтому, развернув флаг на этой заснеженной вершине, чувствовал, что друзья и коллеги тоже рядом со мной».

Давид Генкин, Санкт-Петербург, Владимир Савичев, Ярославль

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →