Общество / 20.08.20 08:09

Когда мечта превращается в задачу

«Гудок» и Дирекция тяги организовали экскурсию в депо для 10-летнего мальчика

«Гудок» и Дирекция тяги организовали экскурсию в депо для 10-летнего мальчика | Общество
фото:Александр Саверкин / ИД "Гудок"

В «Гудок» обратились родители 10-летнего Степана Савкина. С четырёх лет их сын мечтает стать машинистом и увидеть работу локомотивщиков. На просьбу откликнулась Дирекция тяги, и в минувшую пятницу мечта мальчика сбылась. Его пригласили в эксплуатационное локомотивное депо Москва-Пассажирская-Курская. Пока - на экскурсию.

В то время когда одногруппники Стёпы в детском саду рисовали зверушек и домики, он скрупулёзно выводил логотип РЖД. «Когда в детском саду был выпуск, ребята запускали шарики с записками, о чём мечтают, – рассказывает мама мальчика Анна Меркулова, которая привела его в депо. – Сын ещё тогда загадал, что хочетстать машинистом. В нашем роду не было железнодорожников, а интерес у него огромный. Разве что папа Стёпы болельщик футбольного клуба «Локомотив» с 20-летним стажем».

Рядом с Анной стоял Стёпа, которого хотелось сразу назвать «Степан» и на «вы», настолько серьёзным выглядел мальчик. «В депо я в первый раз, – признаётся он, пока мы идём в кабинет начальника депо. – Мне нравятся локомотивы – ВЛ80, ВЛ11. Они у меня любимые, у них тяги много. Когда мне было пять лет, я как-то увидел поезд и понял, что это моё. Стал читать про локомотивы в Интернете. А когда мама сказала, что мы поедем в депо, я так обрадовался, что аж бесился».

Пока мы проходим инструктаж по охране труда, а это нужно обязательно сделать перед тем, как выйти на производственные участки депо, начальник предприятия Игорь Гришин спрашивает Стёпу: «Почему железная дорога?» «Я понял, что достаточно знаю о ней, и знаю, что работа машиниста сложная и нужно держать ответственность, – отвечает мальчик. – И ещё меня очень интересуют локомотивы – ВЛ80, ЧС4, ЧС4К, ЧС7, ЧМЭ3, ЧМЭ2», – частит Стёпа, словно пытается убедить начальника депо незамедлительно принять его на работу. Но пока мальчику предлагают посмотреть, как проходит рабочий день машиниста.

Депо насчитывает более 150 лет своей истории. Это старейшее депо на Московской дороге. Локомотивные бригады депо, в числе которых порядка 270 человек, обслуживают электровозы ЧС7, ЭП2К и ЭП20 и водят поезда до Владимира, Ярославля, Костромы, Данилова и Александрова.
«Мы тебе ЭП20 покажем, – говорит Игорь Гришин, – посмотришь, как бригады заступают на явку, каков предрейсовый инструктаж, медосмотр, потом и на локомотив подниметесь, в музей ещё сходите. А потом приходи на чаепитие». «Идеальный план», – отвечает Стёпа, который в своём воображении уже, кажется, сидит в кабине локомотива.

По территории нас сопровождает заместитель начальника депо по эксплуатации Сергей Борисенков. Стёпа не отходит от него и задаёт кучу вопросов. «Сколько времени занимают манёвры?» – спрашивает мальчик, пока мы идём к кабине ЭП20. «Есть чисто маневровая работа, тогда это смена в 12 часов, а есть подготовительные манёвры, тогда от 20 минут до двух часов, до заезда под состав», – отвечает Сергей Борисенков.

В кабине выясняется, что Стёпу ещё и прокатят. Он с любопытством рассматривает рычаги и экраны кабины, ему до всего есть дело. Сквозь грохот мотора спрашивает, сколько сигналов должен подать машинист, когда трогается и когда подъезжает к платформе. «А сейчас что был за звук? А это что за рычаг?» – любопытствует мальчик. Железнодорожники только успевают отвечать на вопросы, а Стёпа со знанием дела констатирует: «Понял. Это тоже понял». Ещё чуть-чуть, и превратится во взрослого мужчину, управляющего локомотивом.

Выйдя из кабины, Стёпа делится впечатлениями. И у него постепенно созревает план реализации своей мечты: «Стало чуть понятнее. Я вжился в роль машиниста. Контроллеры, тумблеры понравились. Моё это, конечно, моё. Только не прямо сейчас, надо школу сначала окончить. Идеально».

По мере того как мы проходим по депо, мир Стёпы стремительно расширяется. Так, он узнаёт, что у машинистов, которые водят «Стрижи», есть рации. «Прямо как у полицейских! – восклицает он. – А у каждого локомотива свой ключ». Особое внимание Стёпы занимает браслет ТСКБМ (телемеханическая система контроля бодрствования машиниста. – Ред.). «Он нужен, чтобы машинист не заснул во время поездки. Браслет надевается на запястье», – объясняет Сергей Борисенков. «А что, если уснёт?» – спрашивает Стёпа. «Может случиться столкновение», – отвечает Сергей Борисенков. «Нет, я про то, что делает браслет, чтобы машинист не спал», – пытает мальчик. «Он выдаст информацию нажать кнопку в кабине, и если машинист её не нажмёт, сработают тормоза и локомотив остановится», – терпеливо рассказывает Сергей Борисанков. «Это, по сути, система безопасности», – кивает Стёпа. И идёт смотреть, как у терминалов машинисты проходят инструктаж.

В музее депо мальчик внимательно рассматривает все витрины. Замечает, что он в курсе узкой колеи на Детской железной дороге, разбирается и в сериях паровозов.

Позже внимание мальчика притягивает секция ЧС7, которая проходит ТО в пункте технического обслуживания локомотивов. Он слушает рассказы об аккумуляторных батареях локомотивов, колёсных парах, тормозных колодках, тяговых двигателях, с любопытством заглядывает под машину, ходит вокруг и периодически гладит рукой металлический кузов электровоза, будто машина для него – живое существо. И вот так, поглаживая локомотив, уже окончательно вжившись в роль железнодорожника, спрашивает: «А у нас, в РЖД, есть локомотивы, чьё машинное отделение без окон?» «Конечно, – отвечает ему Сергей Борисенков. – Это же ЭП20, на котором ты был». Мальчик задаёт всё новые вопросы, и собеседники переходят на язык, понятный тому, кто давно работает на железной дороге.

«В детстве я жил в Вязьме напротив вокзала. Мне нравилась железная дорога. И то, что я стал железнодорожником, следствие того, что ещё ребёнком побывал в депо», – говорит Сергей Борисенков.

Стёпе кто-то напоминает про обещанное чаепитие у начальника депо. «Да мне уже не до чая!» – отмахивается мальчик, продолжая задавать вопросы об устройстве локомотивов. Вопросы стремятся к бесконечности.

Позже у начальника депо переполненный впечатлениями Стёпа пытается систематизировать полученные знания. «Не знал, что у локомотивов есть аккумуляторы и что рацию выдают. И машинисты тут хорошие», – рассказывает он Игорю Гришину. Начальник депо спрашивает, придёт ли мальчик работать в РЖД. «Да, – говорит Стёпа. – Только надо весь путь пройти железнодорожный. Хочу на Детской железной дороге поучиться, ну для начала. А потом уже переходить на взрослую железную дорогу. В компанию «РЖД». Так мечта Стёпы стать машинистом превращается в задачу.

Яна Позолотчикова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →