Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Северный рубеж великой битвы

Общество | Пятница | 14.08.2020 | 07:53
Станция Поныри стала одним из символов победы на Курской дуге
Станция Поныри стала одним из символов победы на Курской дуге
 | Общество
фото: Imago / United Archives
К 77-летию Курской битвы в здании вокзала станции Поныри планируют открыть обновлённый Зал славы, где посетители смогут узнать о героизме солдат и железнодорожников во время сражения на Орловско-Курской дуге.

Исход сражений на Курской дуге обеспечил большой подготовительный период, который позволил советскому командованию сосредоточить силы и средства как на северном фасе Курской дуги (его также называют Орловско-Курская дуга), так и на южном. К северному фасу из-под Сталинграда были переброшены войска бывшего Донского фронта, который с марта 1943 года стал называться Центральным, командовал им генерал армии Константин Рокоссовский. Всё обеспечение советских войск на 500-километровом участке Курской дуги проводилось по одной-единственной железнодорожной линии Воронеж – Касторное – Мармыжи – Щигры – Курск. От Курска были ответвления до станций Поныри, Ржава и Коренево, где тоже удавалось водить поезда по фронтовым участкам.

Суть операции «Цитадель», которую готовили немцы, заключалась в нанесении одновременного удара с севера и юга, получении возможности соединиться в Курске и снова двинуться на Москву. Рокоссовский точно рассчитал направление главного удара с севера. Он понял, что немцы начнут наступление в районе небольшого населённого пункта Поныри через тепловские высоты. Это был кратчайший путь на Курск. А станция Поныри занимала очень важное стратегическое положение, прикрывая железную дорогу Орёл – Курск.

5 июля 1943 года на северном фасе началось одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны – Курская битва. Бои были очень ожесточённые. Вермахт рвался вперёд. Казалось, что эту немецкую мощь ничем нельзя остановить. Но благодаря таланту Рокоссовского, который создал на направлении главного удара глубоко эшелонированную оборону и сосредоточил на этом участке больше половины личного состава и артиллерии фронта, удалось выдержать натиск врага. За семь дней немцы ввели в сражение почти все свои резервы и продвинулись всего на 10–12 км, а потом прекратили наступление.

Северный фас Курской дуги заслужил славу непобедимой обороны советских войск, а станцию Поныри немцы прозвали «курским Сталинградом».

Всё это время железнодорожники не переставали пропускать к фронту поезда с грузами. «Иногда мне приходится слышать, мол, железнодорожники всю войну находились в тылу. Хороший же тыл! Некоторые подразделения, которые стояли на переднем крае Курской битвы, не несли таких потерь, – рассказывает почётный железнодорожник, кандидат исторических наук, автор сотен работ по истории железнодорожного транспорта во время Великой Отечественной войны Александр Манжосов. – За каждый разбитый паровоз немецкому лётчику полагался железный крест. За танки даже так не награждали. Железнодорожники работали в основном ночью. Никаких сигнальных огней, запрещён любой свет, топки паровозов завешивались брезентом, никакой автоматики, поезда идут хвост в хвост. Через каждые 250–300 м в канавах сидели путевые рабочие и голосом пропускали поезда – это называлось «живая автоблокировка». Тогда было только одно правило – любой ценой привести поезд, доставить груз».

Эшелоны с танками и другой боевой техникой сходили с платформ на землю без задержек. В отдельные дни сражений на Курской дуге объёмы выгрузки по Брянскому, Центральному, Воронежскому и Степному фронтам достигали 120 поездов (6 тыс. вагонов в сутки). Ветеран войны, старший машинист паровоза колонны № 4 Елена Чухнюк вспоминала, как она под бомбёжками вместе с помощником машиниста Алексеем Шведовым и кочегаром Василием Галего доставляла к Понырям и Ржаве воинские эшелоны. Во время одного из рейсов, ведя эшелон с танками 13-го гвардейского тяжёлого танкового полка, бригада Елены Чухнюк семь раз подверглась бомбовым ударам с воздуха. Всё же им удалось провести состав по участку. Танки прямо с платформ съехали в поле, загудели моторами и вступили в бой.

Сама станция Поныри во время сражения на Орловско-Курской дуге была разрушена практически до основания, в руинах долго стоял и вокзал. В одну из сентябрьских ночей 1947 года через станцию проходил самый важный литерный поезд, который встречали начальник и люди в штатском. Поезд остановился, Сталин открыл окно, осмотрел совершенно разбитый вокзал, закурил трубку и сказал: «Немедленно восстановить!»

Этой историей поделился в своё время Олег Калужских, сын Ивана Калужских, который занимал должность начальника станции с 1936 по 1968 год. Восстановили вокзал не так быстро, но приказ главнокомандующего был исполнен. Сегодня исторический вокзал станции Поныри является, по сути, частью мемориального комплекса, посвящённого героям северного фаса Курской дуги. В здании вокзала есть Зал боевой славы, под потолком – орденские медальоны, в нишах – основные даты сражений Курской битвы, на стенах – фрески с изображением военных действий и портреты Героев Советского Союза, в том числе тех, кто получил это звание за оборону станции Поныри.

В июне в историческом здании станции Поныри Орловско-Курского региона Московской дороги начался ремонт Зала славы, посвящённого Курской битве. Сегодня строители уже смонтировали потолки с изображением эпизода воздушного боя, заменили старое покрытие пола на многоцветный керамический гранит. Проводится реставрация лепнины и 24 картин с портретами полководцев, частичный ремонт фасада, обновление стальной кованой решётки на окнах. После окончания ремонта в помещении установят манекены в форме советских солдат, муляжи оружия, в витринах разместятся исторические документы. Планируется, что открытие обновлённого Зала славы будет приурочено к дате окончания сражений на Курской дуге, 23 августа.
Елена Александрова

Cегодня в СМИ

Первые лица