Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Рельсы уводят в прошлое

Общество | Пятница | 31.07.2020 | 06:24
Благодаря поисковой деятельности Алексея Козлова открылись новые страницы истории магистрали
Благодаря поисковой деятельности Алексея Козлова открылись новые страницы истории магистрали
 | Общество
фото: Архив Алексея Козлова
Накануне Дня железнодорожника, 28 июля, мастер участка производства Моршанск Куйбышевской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Алексей Козлов передал в дар Моршанскому историко-художественному музею им. П.П. Иванова уникальные экспонаты – фрагменты старинных рельсов, датированные позапрошлым и началом прошлого века.

Алексей – потомственный железнодорожник в третьем поколении. Его дед, Владимир Фёдорович Козлов, 17-летним подростком начал свою трудовую деятельность в паровозном депо Моршанск. В годы Великой Отечественной войны воевал на фронте. Демобилизовавшись из армии, вернулся на предприятие и стал работать слесарем цеха промывки паровозов. В 1956 году его наградили знаком «Отличный паровозник». Одним из первых был удостоен звания «Ветеран труда депо». Вместе с дедом работал и его старший брат, Иван Фёдорович. Он также был передовиком производства. За ударный труд был награждён знаком «Почётному железнодорожнику» и орденом Ленина. Отец, Анатолий Владимирович, прошёл путь от мастера до заместителя начальника локомотивного депо Моршанск. Удостоен званий «Ветеран труда депо» и «Почётный ветеран Куйбышевской железной дороги».

У самого Алексея, очень трепетно относящегося к своей профессии, всё, что связано с историей магистрали, вызывает горячий интерес. Уже несколько лет он занимается поисковой работой, по крупицам собирая железнодорожные артефакты, документы, вырезки из старых газет и пополняя семейный архив и музейные фонды.

Он был одним из инициаторов установки на площади вокзала Моршанск легендарного советского паровоза «Лебедянка», выпускавшегося в СССР с 1947 по 1955 год, и модели первого российского паровоза, созданного Ефимом и Мироном Черепановыми в 1833 году. В 2015 году инициировал установку на Стеле Почёта земли Моршанской мемориальной доски с именами железнодорожников, удостоенных звания «Заслуженный работник транспорта РФ».

Когда в его руках оказались исторически ценные находки, возраст которых исчисляется уже не десятилетиями, а столетиями, Алексей поначалу даже не поверил своему счастью. А потом решил, что создаст из них экспозицию для городского музея.

«Допустить, чтобы они канули в небытие, будучи выброшенными, сданными на металлолом или переплавленными, не мог, – говорит железнодорожник. – Это ведь история – нашего депо, нашего города, Куйбышевской магистрали, да и РЖД в целом».

Все четыре рельса были обнаружены совершенно случайно. В прошлом году при разборе старой хозяйственной постройки на территории локомотивного депо Моршанск рабочие увидели кусок рельса, который использовался как несущая конструкция. Имевшееся на нём клеймо свидетельствовало, что произведён он был немецким заводом Thyssen в 1933 году. Видимо, в своё время по истечении срока службы он был снят с участка Куйбышевской магистрали и вторично использован в качестве подпорки – дабы добро не пропадало.

Примечательно, что каждая следующая находка оказывалась «старее» и ценнее предыдущей. Рельс 1905 года, произведённый Донецко-Юрьевским металлургическим обществом, долгие годы служил опорой для ограждения частного домовладения на улице Ленина города Моршанска. Ни сами хозяева, ни прохожие не обращали внимания на «ржавую железяку». При реконструкции забора отслужившую свой срок стальную балку собирались выбросить за ненадобностью.

«Все мои коллеги и друзья знают о моём пристрастии к старинным вещам, связанным с железной дорогой, – рассказывает Алексей. – Один из них, владелец участка, предложил мне осмотреть и, если нужно, забрать рельс себе. Благодаря сохранившемуся клейму я смог выяснить не только изготовителя, но и установил, что эксплуатировался этот рельс во время существования Сызрано-Вяземской дороги. Аналогичная история произошла и с рельсом 1897 года с клеймом Катав-Ивановского завода (Катавские заводы князя Белосельского). До того, как попасть ко мне, он был опорой для ограждения участка в селе Коршуновка».

Самый старый из артефактов нашли в этом году при реконструкции городского стадиона имени В.М. Боброва. Рельс 1875 года выпуска был произведён германским вертикально интегрированным горнодобывающим концерном UNION и эксплуатировался в период существования Моршанско-Сызранской железной дороги.

На создание экспозиции Алексей потратил весь свой отпуск. Первым делом пришлось убирать с рельсов ржавчину, лишнюю наплавку, образовавшуюся со временем, следы сварки. Потом нужно было обезжирить поверхности и нанести специальный лак по металлу. Только после всех этих манипуляций стальные изделия приобрели свой первоначальный вид, а буквы на клеймах засияли и стали читаться без труда. Затем встал вопрос, как и на чём выставить экспонаты в музее. Алексей изготовил специальные деревянные полушпалки и по старинной технологии костылями прикрепил к ним фрагменты рельсов, придав композиции вид первозданности.

В канун Дня железнодорожника раритеты заняли своё место в Моршанском историко-художественном музее им. П.П. Иванова.

А Алексей уже строит новые планы – создать уличную выставку железнодорожных путей, в которой будут задействованы и другие старинные рельсы из коллекции, собранной его коллегами по отрасли.
Светлана Мяченкова, Куйбышевский железнодорожник
Еще по теме

Cегодня в СМИ

Первые лица