Новости дня

Архив в открытом доступе

Общество | Пятница | 08.05.2020 | 08:32
Музей железных дорог России опубликует редкие документы времён Великой Отечественной войны
Музей железных дорог России опубликует редкие документы времён Великой Отечественной войны
 | Общество
фото: Виктор Казарин
Завтра на сайте Музея железных дорог России будет размещён оцифрованный отчёт о мобилизации железных дорог Советского Союза в период с 1939 по 1945 год. До сих пор он был засекречен и впервые представлен в открытом доступе.

Полное название документа «Отчёт об отмобилизовании железных дорог Советского Союза (по мобплану 1941 г.)». Отчёт представляет собой четыре тома машинописного текста.

Как рассказали в Музее РЖД, в отчёте подробно рассматривается мобилизационная подготовка железных дорог к работе в военных условиях, проводившаяся в 1939–1941 годах, а также обеспечение работы рельсового транспорта в 1941–1945 годах.

«В отчёте показана огромная работа по постройке бронепоездов, зенитных бронеплощадок, поездов специального назначения. Публикация этих документов наглядно продемонстрирует, какой огромный вклад внесли железнодорожники в приближение Победы», – рассказал директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов.

В предвоенные годы активно велось строительство новых магистралей стратегического значения, усиливалась пропускная способность существующих линий, велось сооружение бомбоубежищ.

Из архивных документов можно будет увидеть, как происходило введение воинского графика в первые дни войны – в конце июня 1941 года. Так, подписанный 23 июня 1941 года приказ о введении с 18 часов 24 июня на 44 дорогах воинского графика движения поездов предусматривал первоочередное продвижение воинских эшелонов и транспортов, максимальное использование пропускной способности линий, обеспечение чёткой работы станций. Весовые нормы воинских эшелонов и транспортов были унифицированы, размеры пассажирского движения (как дальнего, так и пригородного) были сокращены до минимума.

Воинский график позволил рассчитать и перераспределить технические средства и кадры с учётом загрузки тех или иных направлений, стал основой перестройки эксплуатационной работы.

За годы войны на стальные магистрали пришлось более 80% всего грузооборота страны. Управления наркома и службы дорог перестраивали систему регулирования вагонным парком, организовывали переоборудование и подачу огромного количества подвижного состава для подвоза к фронту воинских соединений, боевой техники, боеприпасов, горючего, продовольствия, прокладывали наиболее рациональные маршруты следования эшелонов и транспортов.

Представлена информация о самых трудных первых месяцах войны. Например, довоенных планов по эвакуации гражданского населения и промышленного оборудования не существовало. Такие перевозки пришлось организовывать, определяя пункты назначения эшелонов уже в процессе перевозок.

Так, уже 11 июля 1941 года было принято решение о развёртывании массовой эвакуации. К концу августа 1941 года из Ленинграда было отправлено более 280 эшелонов, вывезено свыше 90 крупных предприятий, эвакуировано более 770 тыс. человек.

При помощи железнодорожников были вывезены и сохранены уникальные картины, скульптуры, хрусталь, фарфор и другие ценности из Петергофа, Пушкина, Павловска, Ораниенбаума, Гатчины. Пять составов с музейными экспонатами были отправлены на восток до 22 августа 1941 года.

Значительную часть сокровищ Русского музея в считаные дни упаковали и вывезли в Горький, Пермь и Соликамск. Богатейшие коллекции Государственного Эрмитажа в кратчайший срок вывезли в Свердловск.

Самая трудная и ответственная задача, стоявшая перед ленинградскими железнодорожниками в дни эвакуации, – вывоз из осаждённого города возможно большего количества людей, и в первую очередь детей. Первый период эвакуации населения продолжался до ноября 1941 года. Со станций Ленинградского узла, главным образом с Финляндского вокзала, было вывезено свыше полутора миллионов ленинградцев.

Самой масштабной операцией эвакуационных перевозок явилось перебазирование на восток страны в кратчайшие сроки предприятий, учреждений, организаций Москвы и Московской области. Только в июле – ноябре 1941 года было эвакуировано 2593 предприятия, в их числе 2523 крупных завода.

Ежесуточно отправлялось до 80 поездов, за три месяца на восток страны ушло 215 тыс. вагонов с оборудованием. Перебазирование велось по мере готовности площадей на родственных предприятиях в Поволжье, на Урале, в Сибири, в Средней Азии.

Ещё 9 мая в новом формате – видеоэкскурсии – откроется выставка «Поезда милосердия». По словам научного сотрудника Музея РЖД Юрия Ильина, её цель – показать войну глазами железнодорожников и врачей, работавших плечом к плечу на военно-санитарных поездах.

«На выставке, которая проводится совместно с Военно-медицинским музеем Министерства обороны РФ, будут представлены фотографии, редкие экспонаты – инструменты и форма врачей времён войны, станок для перевозки тяжелораненых и больных конструкции НИИСИ-42 в натуральную величину, чертежи, альбомы и многое другое. Всего более 200 экспонатов», – говорит Юрий Ильин.
Яна Позолотчикова

Cегодня в СМИ

Первые лица