Новости дня

«Захар» снова в строю

Общество | Четверг | 07.05.2020 | 08:09
Железнодорожники восстановили ретрогрузовик ЗИС-5В
Железнодорожники восстановили ретрогрузовик ЗИС-5В
 | Общество
Елена Авдеева
В честь 75-летия Победы коллектив Астраханского регионального центра связи восстановил ретрогрузовик ЗИС-5В. Его называли «трёхтонкой» – из-за массы и грузоподъёмности, а ещё «Захаром Ивановичем» – в честь бригадира, руководившего выпуском первой заводской партии этих автомобилей.

До и после войны в СССР выпускалось более двух десятков модификаций «Захаров», которые превращали в передвижные госпитали, радиостанции, штабные машины, ремонтные мастерские и даже колбасные.

Вторая жизнь восстановленного грузовика началась в ноябре 2018 года, когда его останки доставили на эвакуаторе в гараж Астраханского регионального центра связи.

«После очередной встречи ретропоезда «Воинский эшелон» на Астраханской земле мы с коллегами решили организовать поиск исторических раритетов, относящихся к временам Великой Отечественной войны, – рассказывает председатель Совета молодёжи Астраханского регионального центра связи Антон Кириченко. – Нашу инициативу поддержал начальник центра Максим Босый».

В поиске раритетов связисты расспрашивали своих друзей, искали объявления в Интернете. Удача улыбнулась старшему электромеханику центра Сергею Лукашевичу, обнаружившему части автомобиля ЗИС-5В у частного лица. «Конечно, автомобиль, а точнее его части, был в плачевном состоянии, но мы с коллегами твёрдо решили взяться за его восстановление, – рассказывает механик гаража центра Сергей Байдаков. В процессе восстановления «трёхтонки» выяснилось, что перед нами её модификация – ЗИС-5В военного образца, без одной фары и передних тормозов. Во время войны они были одними из основных транспортных автомобилей Красной армии».

Первым делом после приобретения раритета связисты занялись жестяными и сварочными работами. Параллельно велись поиски недостающих запчастей для восстановления двигателя, тормозной системы, а также фары. В процессе подборки деталей большую помощь оказал мастер транспортного отдела Астраханского участка Административно-хозяйственного центра ПривЖД Павел Митрюшкин.

Деревянный кузов автомобиля собирался вручную на основе исторических фотографий. По ним же восстанавливалась внутренняя отделка кабины. «Каждый работник гаража внёс свой посильный вклад в восстановление ретроавтомобиля, но особенно отличился водитель Евгений Дьяков. Он настолько проникся этой идеей, что занимался реставрацией даже в выходные дни», – рассказывает Максим Босый.

Благодаря железнодорожникам навстречу 75-летию Победы грузовик поедет своим ходом, а затем отправится в Саратовский музей боевой славы.
Игорь Кияев

Cегодня в СМИ

Первые лица