Новости дня

Босоногая команда

Общество | Четверг | 09.04.2020 | 07:44
С началом Великой Отечественной войны состав железнодорожников значительно омолодился
С началом Великой Отечественной войны состав железнодорожников значительно омолодился | Общество
Подразделение по сохранению исторического наследия станции Курск МЦНТИБ
Из-за острой нехватки специалистов ведущих транспортных профессий, особенно в поездных бригадах, было разрешено использование труда подростков.

К 20 ноября 1941 года, по данным Российского государственного архива социально-политической истории, для работы на транспорте на должностях, связанных с движением поездов, были приняты 25 905 выпускников школ ФЗО и железнодорожных училищ, из них помощников паровозных машинистов – 9949, кочегаров – 3755, путевых обходчиков – 4754, стрелочников – 2130. Большинство из них ещё не достигли 18-летнего возраста. К лету 1942 года число подростков, работающих на железных дорогах страны, увеличилось до 103 тыс., а к 1 сентября 1944 года превысило 330 тыс.

Процесс омоложения кадрового состава железнодорожников стал особенно заметен на предприятиях Курского отделения Дзержинской магистрали весной и летом 1943 года. В период подготовки к Курской битве в ремонтные цеха паровозного депо Курск, в 5-й вагонный участок, 5-й вагонно-ремонтный пункт, на узловую электростанцию, в 7-ю дистанцию пути был принят значительный отряд молодёжи. Так, учениками слесарей в паровозном депо Курск стали Анатолий и Константин Болдыревы, Борис Бочаров, Михаил Веретенников, Анатолий Слитиков, Василий Стрелков, которым едва исполнилось 15–16 лет. В вагонном участке на должность учеников слесарей были приняты 15-летние Алексей Булатников, Алексей Сошников, электросварщик Николай Бутов и другие.

Николай Алябьев пришёл учеником электрослесаря на узловую электростанцию, когда ему исполнилось 14 лет, через пять дней после получения известия о гибели отца – старшего машиниста паровозной колонны особого резерва НКПС Андрея Алябьева. Он погиб 11 апреля 1943 года при налёте вражеской авиации на воинский эшелон у станции Грунин Воргол Московско-Донбасской железной дороги. А 6 мая 1943 года в паровозное депо Курск был принят слесарем 16-летний Александр Щербаков. Его отец, бригадир 2-й комплексной бригады по ремонту паровозов Митрофан Щербаков, погиб 11 апреля при бомбёжке Курского железнодорожного узла.

На железнодорожный транспорт в это время приходили работать целыми семьями. Так, после возвращения из эвакуации из Казахстана осенью 1943 года в Курском отделении движения в паровозном депо трудились сын машиниста Ильи Солянина – кочегар Владимир, дочери машиниста Владимира Баранищева – Таисия и Клавдия, дочери старшего приёмщика НКПС Романа Толмачёва – Валентина, Зоя и Тамара.

В октябре 1943 года помощником машиниста в депо Курск был зачислен Владимир Брюховецкий. Он был переведён на Московско-Курскую железную дорогу из Оренбурга, где начинал свой трудовой путь в 1941 году кочегаром паровоза. Вскоре он возглавил бригаду комсомольского паровоза Эу701-55.

Война неумолимо требовала соблюдения строжайшего режима экономии. Приказ начальника Курского отделения паровозного хозяйства Шалвы Чавчанидзе гласил: «Ценный патриотический поступок совершил ученик столяра депо Курск Власов Евгений. 16 декабря 1943 года им было сдано в кладовую 0,6 кг асбестового шнура, в котором в депо ощущается острый недостаток. За проявленную инициативу и патриотический поступок ученику столяра Евгению Власову объявляю благодарность с выдачей денежного вознаграждения в размере месячного оклада».

В феврале 1944 года для ускорения промывочного ремонта паровозов была организована 3-я комплексная бригада, в составе которой было десять 15-летних подростков. Старые производственники окрестили их «босоногой командой» – из-за отсутствия у ребят обуви многие из них в весенние и летние месяцы работали в деповских цехах босиком.

Особое значение для улучшения условий труда молодёжи имело постановление СНК СССР от 5 марта 1944 года «О предоставлении в военное время подросткам моложе 16 лет еженедельного дня отдыха и отпусков». В соответствии с этим постановлением руководители железнодорожных предприятий были обязаны предоставлять подросткам один день отдыха в неделю и ежегодный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней.

Связав в 14–16 лет свою жизнь с железной дорогой, большинство ребят отдали ей своё сердце и всю свою послевоенную жизнь. Среди них было много тех, кто пришёл сюда, потеряв родителей на фронте.

За годы добросовестного, доблестного труда на предприятиях железнодорожного транспорта многие из них были удостоены высоких государственных и ведомственных наград. Так, машинист локомотивного депо Курск Константин Болдырев был награждён орденом Дружбы народов, а слесарь Анатолий Слитиков – орденом Трудовой Славы III степени. Медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» были отмечены токарь локомотивного депо Лев Симеонов и электросварщик депо Николай Алябьев.

В 1995–2003 годы 70 бывших молодых работников железнодорожных предприятий узла были восстановлены в правах участников Великой Отечественной войны с выдачей соответствующих удостоверений на льготы по Федеральному закону «О ветеранах».
Александр Манжосов, почётный железнодорожник, кандидат исторических наук, общественный корреспондент «МоЖ»

Cегодня в СМИ

Первые лица