Социальная политика / 09.07.21 09:22

Женщины РЖД – об условиях труда, отдыхе и социальной поддержке

«Гудок» публикует мнения участниц форума о наиболее значимых вопросах, обсуждавшихся на форуме

«Гудок» публикует мнения участниц форума о наиболее значимых вопросах, обсуждавшихся на форуме | Социальная политика
фото: Никита Песоцкий / ИД «Гудок»

С 28 по 30 июня в Екатеринбурге прошёл II Форум по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин ОАО «РЖД».

В мероприятии приняли участие более 60 представительниц всех 16 железных дорог России. Перед собравшимися выступил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. Сегодня «Гудок» публикует мнения участниц форума о наиболее значимых вопросах, обсуждавшихся в ходе мероприятия.

Новые возможности для женщин

Вера Боровикова, ведущий специалист по управлению персоналом службы управления персоналом Восточно-Сибирской дороги
На форуме в Екатеринбурге поднималось много актуальных вопросов. Мне как секретарю совета по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин на Восточно-Сибирской дороге особенно близка тема новых возможностей для женщин, работающих в нашей компании.

Когда женщина уходит в отпуск по уходу за ребёнком на 1,5–3 года и более, она выпадает из производственного процесса. На Восточно-Сибирской дороге формируется система дистанционного обучения для женщин, которым предстоит выйти из декретного отпуска. В первом полугодии 2021 года на полигоне магистрали около 100 женщин прошли такое обучение, узнали о последних изменениях в компании, какими компетенциями необходимо сегодня владеть на рабочем месте. Это делается, чтобы возвращение после длительного отсутствия было менее болезненным для работницы и более продуктивным для предприятия.

У нас на дороге много активных молодых женщин, которые находят время на общественную работу. Может быть, им во время декретного отпуска разрешить заниматься ведением общественных дел? Благодаря этому связь с трудовым коллективом не прервётся. Если женщина является председателем первичной профсоюзной организации, то при желании пусть им и остаётся.

Ещё один вопрос, который касается карьерного роста женщин в возрасте 35+ и который активно обсуждался на форуме, пора начинать реализовывать на Восточно-Сибирской железной дороге. Тема для нас новая. Но с ней связаны очень большие планы – от разработки карьерограмм до запуска банального QR-кода, который позволит читать в телефоне корпоративный справочник для женщин.

На Восточно-Сибирской дороге реализуется много интересных программ, направленных на поддержку женщин: культурно-массовых, просветительских, оздоровительных. Их необходимо обновлять, добавлять свежую струю, учитывая, что мир не стоит на месте. Мы проводим мероприятия по развитию системы социальных льгот, гарантий и компенсаций, расширению возможностей в области медицинского обеспечения, улучшению условий труда. У нас на дороге женщины стали активно использовать возможность брать раз в месяц один день без содержания.

Мы сейчас думаем, как разрешить ситуацию с предоставлением путёвок в ведомственные санатории-профилактории одновременно супругам, которые работают в ОАО «РЖД». Ведь лучший отдых – семейный.

Нам необходимо постоянно мониторить потребности работниц на производстве. Чёткое понимание того, что сегодня нужно женщине для стабильной работы, карьерного роста и чтобы просто быть счастливой, позволит «Российским железным дорогам» поддерживать свою привлекательность для молодёжи, выбирающей место работы, повысить удовлетворённость сотрудников, персональную эффективность каждой работницы.

Единомышленники на Сервисном портале

Ольга Дубровина, начальник отдела реализации услуг и маркетинга Дирекции социальной сферы Северо-Кавказской дороги
Самым интересным событием форума для меня стала стратегическая сессия «Новый взгляд на привычные вещи». Участницы форума разделились на несколько команд. Моей команде в результате жеребьёвки досталась тема «Вовлечение сотрудников в движение ЗОЖ».

Для меня это направление достаточно значимо: я придерживаюсь здорового образа жизни, занимаюсь спортом, а на нашей дороге здоровому образу жизни уделяется немало внимания. К примеру, во время проведения «Недели ЗОЖ» наша столовая подготовила меню, составленное по законам правильного питания, и эти блюда пользовались спросом у работников.

Работая в команде, мы исходили из того, что человек, увлечённый здоровым образом жизни, меньше болеет, а социально-психологический климат в коллективе лучше, если все здоровы. При этом популяризации здорового образа жизни мешает ряд проблем, в частности низкий уровень культуры здоровья, отсутствие мотивации заниматься спортом и подходящих площадок. Ещё одна проблема – бывает сложно найти единомышленников для занятий спортом.

Наша команда предложила ввести специальный раздел ЗОЖ на Сервисном портале работников компании. В него каждый сотрудник, занимающийся спортом, сможет самостоятельно внести данные о себе.

Это, с одной стороны, поможет найти единомышленников, а с другой – покажет в целом картину охвата сотрудников на полигоне дороги здоровым образом жизни.

Последний фактор тоже имеет немаловажное значение, так как сейчас в рейтинговую оценку филиалов компании как один из показателей будет включена вовлечённость железнодорожников в здоровый образ жизни, и такой раздел поможет получить необходимые данные.

Для расширения доступной среды для занятий физкультурой и спортом, как считает наша команда, надо продолжать развивать сеть физкультурно-спортивных комплексов. Также стоит подумать о реализации программы «Здоровое питание» не только при проведении «Недели ЗОЖ», но и в обычное время.

Для повышения уровня культуры здоровья лучше всего сработает личный пример. У нас достаточно много железнодорожников, которые занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни, об этом необходимо активнее информировать, в том числе и через средства массовой информации.

В плане мотивации тоже важно информирование. Сегодня государство даёт налоговые вычеты на занятия спортом, но многие об этом не знают. На Северо-Кавказской дороге мы уже распространяем максимально полную информацию об этом.

Наша команда рассчитывает, что в случае одобрения и реализации нашего проекта в движение ЗОЖ будет вовлечено не менее 25% железнодорожников.

На стратегической сессии было разработано много интересных и полезных проектов. Например, «Культура проведения совещаний»: коллеги предложили создать единую матрицу совещаний всех уровней управления и форматов их проведения, установить единый день тишины, а также внедрить «чек-лист качества» подготовки заседаний. Пилотный проект будет реализован на Свердловской дороге и в случае успеха придёт и на Северо-Кавказскую магистраль.

Важным моментом форума стала возможность пообщаться вживую с коллегами с других дорог, узнать о результатах их деятельности. К примеру, я почерпнула для себя опыт облагораживания парковой зоны в районе физкультурно-оздоровительных комплексов. Планирую, что похожие идеи удастся реализовать и у нас.

Индивидуальный подход к «поколению Z»

Ирина Тарасенко, начальник сектора нематериальной мотивации и социального развития службы управления персоналом Красноярской дороги
Мероприятие было организовано на очень высоком уровне, что показывает, насколько руководство компании заинтересовано в совершенствовании условий труда работниц. Для меня самым важным опытом были полтора дня командной работы над проектом, который поможет решить ряд проблемных вопросов, заявленных на форуме. Организаторы предложили участницам выбрать одного из модераторов, в роли которых выступили преподаватели Корпоративного университета, и в соответствии с этим выбором разделиться на проектные группы для дальнейшей работы.

В состав нашей команды вошли десять работниц Горьковской, Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской, Северной и Красноярской дорог, а также Главного вычислительного центра. Капитаном команды выбрали начальника Красноярского дорожного центра оценки и мониторинга персонала Татьяну Литвину. Она защищала наш проект перед генеральным директором компании Олегом Белозёровым, который присоединился к работе форума в режиме видеоконференции.

Наш проект назывался «Совершенствование системы информирования в компании». Мы взяли для исследования эту тему, поскольку существующая сейчас каскадная система информирования влечёт за собой ряд проблем, снижающих её эффективность. Среди них – искажение информации, избыточность источников информации, отсутствие доступа к источнику информации и отсутствие средства для такого доступа. Для реализации проекта мы планируем задействовать новые информационные площадки, такие как СМИ (пресса, телевидение, радио), действующие информационные порталы служб и структурных подразделений, а также популярные мессенджеры для экспресс-оповещения. Чтобы вывести процесс информирования на качественно новый уровень, мы предлагаем наработать дополнительный опыт в сфере подготовки контента. Также планируем задействовать все возможности современной цифровой техники и подобрать индивидуальный подход к молодому поколению работниц, которое социологи называют «поколение Z».

Цель нашего командного проекта – сделать полезную и интересную информацию доступной для целевой аудитории в любое время и при помощи удобного для самой аудитории канала информирования. Чтобы подготовить наших работниц к изменениям, мы планируем подготовить амбассадоров по целевым аудиториям и повысить качество контента и информационных ресурсов. Но самое главное – мы должны вовлечь целевую аудиторию в процесс информирования, постепенно выработав культуру обратной связи и двусторонней коммуникации.

Меня очень вдохновил наш проект, который по итогам голосования всех участников форума занял второе место. После возвращения из командировки я как секретарь комитета по совершенствованию условий труда женщин на Красноярской дороге планирую организовать адресную рассылку в соответствии с возрастом, профессиональными интересами и географией места работы и проживания наших сотрудниц. Я также уверена, что все наши новинки будут полезны и интересны не только для женщин, но и для мужчин, работающих на Красноярской дороге.

Взаимодействие на всех уровнях

Екатерина Тугушева, ведущий инженер службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой Приволжской дороги
Ранее мне не приходилось участвовать в мероприятиях такого формата и масштаба. Очень понравилась атмосфера и насыщенная программа форума. Удалось прокачать компетенции по проектной деятельности и командной работе.

Во время трёхдневной стратегической сессии «Новый взгляд на привычные вещи» прозвучало немало полезных рекомендаций, влияющих на эффективность труда. Это мероприятие по праву можно назвать значимым событием для профессиональной деятельности многих из нас, его участниц.

Всех присутствующих разделили на пять команд, каждая из которых создавала проект на заданную тему.

Я совместно с представителями Московской, Октябрьской, Куйбышевской и Восточно-Сибирской дорог работала над темой «Повышение внутренней клиентоориентированности работников компании». Каждая участница транслировала идеи из личного опыта, из практики структурного подразделения, в котором работает.

Сначала мы обсуждали проблемы и противоречия, затем вектор изменений и ресурсы в части повышения внутренней клиентоориентированности.

В итоге мы пришли к выводу, что многие вопросы, касающиеся профессиональной деятельности, решаются исключительно на линейном уровне, тогда как для получения наиболее качественного результата взаимодействие должно происходить не только по горизонтали, но и по вертикали, то есть на всех уровнях.

В итоговом докладе мы сделали акцент на основных параметрах – структура, развитие, мотивационная среда, система оценки – и продемонстрировали их работу на примере проекта «В гости к соседу». Он направлен на взаимодействие сотрудников во время рабочего процесса.

Выступать с докладом коллеги доверили мне. Это был мой первый опыт выступления перед генеральным директором – председателем правления компании Олегом Белозёровым, и могу уверенно сказать, положительный.

Наша команда также инициировала создание рабочей группы по вопросам развития внутренней клиентоориентированности компании. Мы могли бы выступать в роли амбассадоров в этом направлении.

День без совещаний

Ирина Мун, ведущий специалист по управлению персоналом Центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики Октябрьской дороги
Участники форума представили пять проектов. Запоминающимся было предложение команды, разработанное в рамках темы «Культура проведения совещаний. Как оптимизировать их количество и время проведения», – день тишины.

Коллеги предложили выделить день без совещаний, на которые ежедневно уходит по несколько часов. Наверняка получится раз в неделю заменить чисто информационные совещания, например, рассылкой.

Освободившееся время можно использовать для решения производственных задач и наладить продуктивное взаимодействие с коллегами, подчинёнными и партнёрами.

Проект по достоинству оценил начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников и предложил запустить его на магистрали в режиме пилотного тестирования.

Ещё один запомнившийся проект представила команда, работавшая в рамках темы «Вовлечение сотрудников в движение ЗОЖ». Сейчас к этому движению подключается всё больше коллег, оно набирает популярность.

Участники предложили создать на предприятиях уголки отдыха, ведь организация рабочего и нерабочего пространств важна в рамках улучшения условий труда железнодорожников.

Думаю, практически на каждом предприятии можно обустроить небольшую общую зону, чтобы сотрудники могли, улучив пару минут, позвонить детям или записаться к врачу, не делая этого непосредственно на рабочем месте и не отвлекая коллег, – поставить пару удобных кресел, журнальный столик, цветы.

После проведения форума представленные проекты более детально рассмотрят специалисты Координационного совета по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин и примут решение, на каких именно стальных магистралях будут реализованы эти идеи.

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →